Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дворец детского (юношеского) творчества» г.Перми
Статья«О развивающих технологиях на занятиях по хореографии»
Пьянкова Е.М., руководитель образцового
детского коллектива ансамбля эстрадного танца «Миллениум»
Дополнительное образование – особый образовательный институт, располагающий собственными педагогическими технологиями (социально-интегрирующими, практико-деятельностными) по саморазвитию и самореализации, творческой активизации ребёнка, предполагающими освоение ребёнком способа деятельности, мышления, поведения, определённого образа жизни через дифференцированные и индивидуализированные образовательные программы, что не только расширяет или корректирует ограничения стандартного школьного образования, но и меняет контуры сферы образования в целом.
Как педагог дополнительного образования, имеющий успешный многолетний опыт преподавания хореографии в детском коллективе, активно использую современные развивающие технологии, которые считаю целесообразными и системными в дополнительном образовании детей. Технологичность образовательного процесса позволяет раскрывать и использовать субъективный опыт каждого обучающегося в коллективе, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.
Основная часть учебных занятий проводится по технологии групповогообучения в соответствии с образовательной программой «Танцующий ребёнок», учебно-тематическим планом и расписанием занятий в коллективе. Это помогает обучающимсяадаптироваться к работе в коллективе, осваивать образовательную программу, приобретать знания и умения, совершенствовать коммуникативные навыки, учиться анализировать свои действия и действия других участников ансамбля.
Технология творческой деятельности применяется мной на учебных занятиях при выполнении творческих заданий. С этой целью использую методику работы в мини-группах, в парном взаимодействии, индивидуальную работу. Творческая деятельность взаимнообогащает воспитанников, расширяет их кругозор, организует приобретённые имизнания, умения и навыки в единый гармоничный создаваемый лейтмотив, который нужен для раскрытия сценического воплощения того или иного образа, необходимого для танцевальной композиции. Данная технология способствует выявлению и развитию творческих способностей детей, приобщению их к разнообразной творческой деятельности с выходом на конкретный результат. Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самореализации.
Для раскрытия творческого потенциала одарённых детей использую технологию индивидуального обучения. Данная технология применяется для работы с солистами и сольными партиями в концертных номерах, где идёт работа над техникой исполнения и эмоциональной подачей, то есть работа над актёрским мастерством исполнителя. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы и темп обучения воспитанника на любом этапе обучения в ансамбле.
Применениетехнологии личностно-ориентированного обучениянаправлено на максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Моей задачей, как педагога, является не «давать» материал, а сформировать устойчивый интересребёнка к хореографии как искусству, раскрыть индивидуальные возможности каждого, организовать совместную познавательную и творческую деятельность обучающихся в коллективе. Именно дифференциация и индивидуализация процесса обучения придаёт личностный смысл в творческом развитии моих воспитанников.
В педагогической практике широко использую игровую технологию,особенно при реализации программы «Ритмика и танец» для дошкольников, где процесс обучения ведётся в форме игры близкой и понятной детям. В основе игры лежит, прежде всего, усвоение социального опыта ребёнка, поэтому использую всю широту игровой классификации:
-по характеру педагогического процесса(обучающие, тренировочные, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные);
- по игровой методике (сюжетные, ролевые, имитационные);
- по игровой среде (с предметом и без предмета).
Уверена, что именно игровая технология способствует расширению кругозора ребёнка, формированию самостоятельности, сотрудничества, коммуникативности; развитию успешной адаптации к условиям внешней среды, которые так необходимы моим юным танцорам.
Технология сотрудничествазанимает особое место в образовательном пространстве коллектива, поскольку используетсякак в процессе обучения, так и в культурно-массовой деятельности при разработке сценариев праздников, концертных программ, социальных проектов. Родители обучающихся являются равноправными субъектами образовательного процесса, поэтому являются активными участниками учебных занятий, концертной и фестивальной деятельности коллектива.
Применение данных педагогических технологий помогает мне лучше спланировать учебно-воспитательный процесс, гарантирующий успешное достижение педагогических целей и задач.Сегодня образцовый детский коллектив - ансамбль «Миллениум» - один из успешных коллективов Дворца, который является неоднократным победителем и призером Международных и Всероссийских конкурсов. Мои воспитанники – не обязательно одарённые дети, это и дети из неблагополучных семей, группы риска, которые с не меньшим желанием осваивают азы современной хореографии.
Дополнительное образование характеризуетсявариативностьюимногообразием как в содержании, так и технологиях, используемых в учебно-воспитательном процессе. Это даёт возможность мне совершенствоваться, повышать свою компетентность и выводить детей на более высокий обучающий, социализирующий, творческий, воспитывающий и развивающий уровень.
|