Статья для начинающих педагогов-хореографов
«Маленькие секреты большой хореографии»
Оранж Любовь Владимировна,
руководитель образцового
детского коллектива
хореографического ансамбля «Мозаика»
Вся моя жизнь связана с танцем. Искренне и беззаветнополюбить танецмнепомогламой первый замечательный педагог - Райская Валерия Викторовна. 33 года она проработала во Дворце пионеров г.Перми. Для меня - она «педагог от бога». Я всегда чувствовала в ней старшего друга, руководителя по жизни, а не только по тропинкам танцев.
Валерия Викторовна прекрасно понимала сложный мир ребенка, проникала в этот мир, занимала его своей любовью к музыке и танцу. Многие ее воспитанники продолжили ее дело. К ним отношусь и я. Окончив хореографическое отделениепермского института культуры, я вернулась во Дворец уже педагогом хореографического ансамбля «Мозаика». Стараюсь быть в чем-то похожей на моего первого педагога – быть преданной своему делу и безгранично любить детей.
Сегодня начинающим хореографам могу с уверенностью сказать, что профессия педагога сложна, но безумно интересна! Мы всегда в поиске чего-то нового, дети не дают нам останавливаться на месте. Новая точка роста, даже самая небольшая, важна с позиции развития наших педагогических качеств и способностей. Если есть профессиональное развитие, значит мы, по-прежнему, интересны детям.
Невозможно подвести финишную черту: «Я сделала в хореографии всё, что смогла!» Нет-нет! Дети этого никогда не примут. Они ждут от нас невероятных идей, интересных постановок. Они вместе с нами живут в танце, который исполняют.
Современные дети готовы усвоить невероятно много. Они любят педагогов и верят нам, принимая нас, как профессионалов, знающих и умеющих всё.Профессиональная и душевная щедрость – важнейшие качества современного педагога!
Свою работу в ансамбле, в котором каждый год, занимается более 150 детей, я строю на интересе, увлеченности и творчестве. Даже такой самый тяжёлый и скучный раздел образовательной программы как «Тренаж», который является основой всего учебного процесса, должен быть интересным и увлекательным. Моя задача сделать так, чтобы желание танцевать у ребёнка переросло в интерес, а интерес перешёл в серьёзную увлеченность. Поэтому и занятия всегда разные, разные по содержанию, по настроению, по подбору музыки.
«Мозаика» - школа народного танца, бренд нашего Дворца. А это двойная ответственность у педагогов. Не только техника и рисунок танца – основа обучения! Не менее важна работа по формированию любви к родному краю, к своей родине, историческому наследию. Формирование гражданской позиции и толерантного отношения к другим народам, их культуре и традициям - вот основа материала, который закладывается в постановки и становится частью большого репертуара нашего коллектива.
Я пишу, а передо мной невольно возникают детские лица, их полураскрытые от любопытства рты, сияющие улыбкой детские глаза, устремленные прямо на меня. Как тут самой не улыбнуться в ответ? За все годы, что, я работаю во Дворце, «Мозаика» всегда была большой дружной семьёй детей, родителей и педагогов. Вместе мы радуемся успехам и мечтаем о том, на каком фестивале нам хотелось бы ещё побывать. Ведь география концертных и конкурсных поездок ансамбля за 75 лет – огромна!
Мы воспитываем юных танцоров, но не менее важная задача – воспитать просто хороших людей, честных, обязательных, понимающих «что такое хорошо и что такое плохо»? Грош цена «танцевальным успехам» ребенка, если мы не сумели привить ему необходимые человеческие качества- трудолюбие, выносливость, аккуратность, верность, уважение к старшим и др. А потом, если этих качеств нет у детей, значит, ими не обладаешь и ты, сам педагог! Поэтому требовательность к другим важна тогда, когда ты требователен и к самому себе!
Каждое слово, взгляд, интонация голоса, внешний вид – все имеет огромное значение на занятиях. Ситуация успеха складывается из мелочей, ребёнок должен уйти с занятия радостным, даже если были замечания.Он должен понимать важность сделанных замечаний для творческого развития и раскрытия его способностей.
Не менее важны и такие качества у педагога как терпение, любовь и уважение к личности ребенка, умение управлять своими эмоциями, культура общения, умение грамотно и доходчиво объяснить и показать материал, чувство юмора. Педагог - не только хореограф, он - режиссер, актер, зритель, критик, психолог, друг.
Формирование творческой свободы юного танцора на сцене – моя главная задача. Внутреннее и внешнее раскрепощение при создании образов в хореографических номерах коллектива - сложнейший процесс, который незримо присутствует на репетициях и концертных выступлениях коллектива. Добиться этого непросто!
Творческий процесс, процесс обучения и воспитания – это всегда поиск. Часто воспитательные вопросы встают острее, чем образовательные, так как достижение взаимопонимания педагога и детей – это процесс взаимного обучения, процесс обогащения новым опытом, процесс рождения интересных идей и находок! А это и есть – результат совместного творчества.
Сегодня сделано уже многое. Но останавливаться некогда. Впереди как всегда планы, идеи… и главное, дети, искренние любящие танец и нас, педагогов.
Наша профессия одна из самых мирных. Мы ответственны за то, каким человеком станет ребенок, переступивший порог нашего хореографического класса и сделавший под нашим руководством первое танцевальное па.
|