Пятница, 26.04.2024, 06:32
Приветствую Вас | Гость |RSS

Дворец Детского (Юношеского) Творчества города Перми

Меню сайта
Выставки Дворца

Во Дворце всего: 1
Гостей: 1
Посетителей: 0

Коллективы Дворца

Главная » Коллективы Дворца » Немного о спортивном балете…

Немного о спортивном балете…

Немного о спортивном балете…  

Автор  статьи  -   Корлякова М.А.,

руководитель образцового детского коллектива

ансамбля «Спортивные ритмы России»

Танцевальное искусство – это массовое искусство, оно доступно всем. Приобщение к искусству хореографии дает возможность познакомиться с классическими балетами, с золотым фондом народной хореографии, с современной музыкой и постановками известных балетмейстеров, с источниками танцевальной культуры: самобытностью национальных танцев, красочными костюмами, образами народной поэзии, музыкально-ритмическим складом танцевальных мелодий.

Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно развивается и тренируется мышечная сила корпуса и ног, пластика рук, грация и выразительность движений. Занятия хореографией  задают детскому организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и манеру поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.

Эстетическое воспитание в хореографии выступает как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиций доступного его пониманию художественного идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное в природе, искусстве, жить и творить по законам красоты.

Данная статья дает возможность познакомиться   педагогам-хореографам, родителям со спецификой  уникальной    хореографической   программы,  в основе которой  – сочетание классического балета и художественной гимнастики – спортивный балет. Программа успешно реализуется на протяжении многих лет руководителем образцового детского коллектива ансамбля танца   «Спортивные ритмы России» Мариной Корляковой. 

Новизна  программы  заключается в создании уникальной педагогической технологии, основанной на сочетании классического балета, народной хореографии и акробатики. Практическая значимость - в этнической направленности постановок, посредством чего у детей развивается интерес к истории родного края, формируется любовь к малой родине и Отечеству.

В настоящее время существует  убеждение в том, что танцевальное искусство вообще и балетное в частности связано с новаторскими поисками художественного освоения объективной реальности, его насущные проблемы входят в общее русло проблем педагогического воспитания детей.  Отсюда возникла потребность в создании новой педагогической технологии, качественно отличающейся от существующих методов освоения танцевального искусства, а именно – взаимосвязи танцев с различными видами спорта, в данном случае с художественной гимнастикой. Создание нового танцевального направления – это желание балетмейстера создать что-то необычное, оригинальное, чего до сих пор не было.

В чем же заключаются инновационные особенности данной педагогической технологии?

Спортивный балет танцуют в трех измерениях: ширина, глубина и высота сцены. Этот жанр предполагает использование не только элементов и мизансцен хореографии, но и динамики группового передвижения участников спектакля, а также определенной высоты сцены, так как активно используются все атрибуты художественной гимнастики. А также используются шатры, полотнище ткани, скакалки, бубны, платки, и т.д.

Балетмейстер в своих постановках использует:

из драмбалета – яркую сюжетность;

из художественной гимнастики – «трюковость»;

из балета модерн – знаковость;

из характерного танца – экспрессию.

Программа  ансамбля «Спортивные ритмы России»  предполагает  изучение и постановку одноактных балетов, где хореография поддерживается не только музыкой, но и литературным текстом.  Слово, звучащее в момент исполнения спектакля, создает дополнительный резонанс в восприятии зрителя, интеллектуально насыщая, обогащая содержание происходящего на сцене действия.

Руководитель хореографического коллектива  подобной специфики  должен обладать художественным вкусом;   знать методику постановочной работы, владеть композиционным построением;  владеть разнообразной разножанровой хореографической лексикой;  иметь знания в области педагогики, психологии, медицины, анатомии, истории хореографии, живописи, литературы и пр.

Для того чтобы понять большую эффективность спортивного балета ниже рассматриваются особенности способов движения в хореографии,  спорте и возможности их сочетания.

Гимнастика, хореографические элементы разных стилей и жанров являются более прогрессивными видами пластики по сравнению с классикой, и несут в себе более глубокий потенциал с точки зрения развития возможностей человеческого тела как средства художественной и духовной выразительности – богаче лексика, свободнее пластика, отсутствие присущего классике консерватизма.

Основные моменты классического танца, отличающие его от других видов хореографии – это выворотность, позиции ног, пластика рук, положение корпуса. В каждом из этих аспектов есть свои положительные и отрицательные стороны. Цель выворотности – достичь увеличения амплитуды движения ноги. Суть в том, что при обычном (прямом) положении бедер высота отведения ноги в сторону не превышает 80 градусов, поскольку движение ограничивается бедренной шейкой, сталкивающейся с краем вертлужной впадины. При выворотной же позиции бедренная шейка скользит по краю вертлужной впадины, что дает возможность увеличить  амплитуду движения  ноги  на  высоту до 135 градусов. Однако, разворачивая бедра,  нарушается эстетика гимнастики.

Таким образом, при сочетании балета и спорта позиции выворотные и невыворотные очень часто чередуются для того, чтобы можно было использовать возможности тела и в то же время соблюсти особенности исполнения танца. В классике же выворотность сохраняется постоянно.

Позиции стоп в классике продиктованы одним единственным условием – это оптимальные положения, при котором тело сохраняет устойчивую сбалансированность. Известно любому спортсмену, хореографу, физику, врачу, что самое устойчивое положение тело человека принимает тогда, когда вес тела равномерно распределен на обеих ногах. Устойчивость в танце способствует силе и скорости движения (поскольку присутствует очень прочный контакт с полом), что в конечном результате является залогом точного исполнения ритмического рисунка и гимнастических упражнений при сочетании балета и гимнастики.

Законы движения рук в классическом танце универсальны для любых видов хореографии. Единственный недостаток – в классике руки отражают скорее мелодию, тогда как в спортивном балете все же огромное значение имеет ритмическое акцентирование. Выразительность движений удается усилить благодаря использованию дополнительных предметов из арсенала художественной гимнастики.

Положение корпуса в классическом танце: позвоночник все время удерживается в определенном положении с помощью мышц спины, пресса, ягодиц. Такое удерживание придает корпусу организованный, волевой вид, внушающий ощущение постоянной готовности к движению, внутренней силы. Однако в классике принято положение «4 точки» (два плеча, два бедра находятся всегда в одной плоскости), что неприемлемо для спортивного балета с его гимнастическими позициями и движениями. Тем не менее, сам принцип удерживания корпуса заслуживает внимания.

Кроме всех прочих преимуществ, классика обладает еще одним очень важным качеством – математической выверенностью, точностью и логичностью линий, что, безусловно, является гарантией правильного выполнения гимнастических упражнений. Необходимо отметить, что классическая хореография – это базовая основа и для всех других видов хореографии.

Характерный и народно-сценический танцы, сочетающиеся с классическим балетом, незаменимы в плане воспитания в танцорах навыков сценического образа, актерского мастерства, передачи характера, свойственного каждому танцу в отдельности. Каждому режиссеру, психологу, хореографу, балетмейстеру известны практически все жесты, отражающие весь спектр эмоциональных состояний человека, взаимодействий его с окружающим миром - то, что в гимнастике практически не используется.

Особого внимания заслуживают  различные негритянские танцы, также гармонично вписывающиеся в репертуар коллектива спортивного балета – от степа до хип-хопа, поскольку известно, что черная раса лучше другого населения Земли чувствует и отражает ритм в своем творчестве, а также известна непревзойденная ее пластичность. И в этом – огромное поле для развития гармонии пластики и ритма тела танцоров.

В спортивном балете с точки зрения спорта необходимо достичь сразу нескольких высот: скорость движения, сила, экономичность энергетических затрат, четкая координация и скорость реакции, гибкость и пластичность, выносливость, максимальный КПД работы мускулатуры, правильное дыхание, красивое мускулистое тело. При этом нельзя не коснуться еще и постановочного искусства спортивного балета, поскольку в нем уже многие десятилетия существуют законы анализа музыки, построения композиции, использования площадки для достижения более грамотного, гармоничного, выразительного, эффектного сценического произведения. Уникальность данного направления состоит в том, что для целостной, выразительной композиции необходимо сочетать классические, спортивные и балетные связки.

Используя неисчерпаемые возможности пластики человеческого тела,  в программе разработаны схемы оптимального сочетания выразительных танцевальных движений и зрелищных элементов гимнастики. В результате этого сложного процесса возникла собственно система спортивного балета, особый художественно-выразительный язык тела, движений, ярких образов, составляющий созидательный материал сценической образности.

Отбирая из неисчерпаемого источника, каким является и классическое, и народное танцевальное творчество, характерные выразительные движения, спортивный балет их по-новому пластически осмысливает, поэтически обобщает, придает им необходимую многозначность, широту и глубину выражения.

Воздействие на зрителей осуществляется через восприятие эстетики классического балета и спорта.   Акробатизм, спорт со сложной балетной техникой сочетаются вполне органично. Сверкающее мелькание обручей, булав, мячиков – предметов из арсенала художественной гимнастики – замечательно передает сполохи полярного сияния и блеск самоцветов, а змеящиеся извивы лент служат естественным дополнением к возможностям выразительной, но все-таки ограниченной в пространстве пластики человеческого тела.

Динамичность в сочетании с музыкальностью, драматургия и «укрупненный», броский хореографический текст,  звучат необычным для сцены объемом.

Мир хореографической образности диктует свои законы отображения действительности, основанные не на буквальном соответствии жизненного и художественного материала, а на степени верности метафорическому, поэтическому отражению жизни. Балет, в силу своих изобразительно-выразительных возможностей,  более, чем другой вид искусства, чужд натуралистической подробности, житейской повседневности, обыденной достоверности. Вместе с тем, акробатические приемы, дополнительные гимнастические предметы позволяют действию на сцене носить не буквальный, а опосредованный характер.

Вербальное сопровождение движений танцоров значительно облегчает восприятие происходящего на сцене неподготовленному юному зрителю. Спортивный балет в сопровождении словесного описания, помогает детскому зрителю постигать те или иные сферы объективной реальности. Прежде всего, здесь надо отметить свое особое художественное пересоздание мира, свойственное только данному искусству, объективно заложенное в системе его изобразительно-выразительных средств. То, что характерно для музыки, отлично от того, что постигается поэзией или живописью. Однако ограниченность в непосредственном отражении, свойственная каждому искусству, в действительности оборачивается его многозначностью, постижением сущности.

Отдельное познавательное и воспитательное значение имеют костюмы, которые, кроме основной функции, выполняют и  роль сценографии. Стихия балета – почти языческая,  это сквозная тема в творчестве балетмейстера. Сегодня в репертуаре  коллектива есть номера, основанные на местном культурологическом контексте, который гармонично и увлекательно знакомит зрителей с историей родного края.

Кроме эстетического, познавательного воздействия на зрителей осуществляется непосредственное педагогическое воздействие на детей  -  участников коллектива.

Тесная взаимосвязь между движениями и музыкой требует от педагога  и также от юных танцоров  глубокого понимания музыки, ее темпа, ритма, мелодии, динамики и других средств музыкальной выразительности.   Сочетание классической хореографии с акробатизмом, зрелищностью позволяет устанавливать гармоничные взаимосвязи в творческом процессе с другими участниками коллектива. Оригинальность данной методики состоит в необычности жанра, образуемого связью классической, народной и современной хореографии с художественной гимнастикой.

Категория: Танцевальные коллективы | Добавил: uniperus (05.05.2015)
Просмотров: 3681
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Музей про детей
Поиск


© 2024