Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества» города Перми
Статья Кадыковой Г.И.,
педагога дополнительного образования,
руководителя образцового детского коллектива
ансамбля «Танц-класс»
Роль хореографии в развитии детского творчества
(для педагогов-хореографов, родителей)
Среди множества форм художественного воспитания детей хореография занимает особое место. Она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития.
Научно доказано и обосновано, что детское творчество необходимо развивать в ребёнке, как можно раньше. Танец, являясь источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я». Занятия танцем формируют не только правильную осанку, но и прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Последнее же подразумевает необходимое развитие творчества, так как настоящий актер только тот, кто работает творчески и с душой.
Хореография – искусство, искреннее любимое детьми. Занятия танцем приобщают маленького человека к миру прекрасного. Важной представляется собственная хореографическая деятельность детей, где каждый ребенок становится на время актером, творчески осмысливающим происходящее. Художественный материал должен отображать жизнь, близкую и понятную детям. Танцы напоминают увлекательную игру, учат понимать и создавать прекрасное, развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.
Двигаться, как подсказывает музыка – строгий закон, который следует неуклонно соблюдать на всем протяжении занятия. Движения должны вытекать из музыки, согласовываться с ней, отражая не только ее общий характер, но и конкретные средства выразительности. Большое значение следует уделять слушанию и разбору музыки танца (ее характера, настроения, структурного построения, ритмическим особенностям). Музыка сообщает движениям определенный характер, придает им эмоциональную окраску. Музыкальное сопровождение должно быть ярким, эмоциональным, выразительным.
Приемы работы с детьми при создании образа могут быть разными. Педагог-хореограф должен учитывать интересы, мысли своих подопечных, пытаться приблизиться к внутреннему миру ребенка.
В связи с этим поиск хореографического образа может происходить в сотворчестве детей и педагога. Например, педагог детям представляет для прослушивания музыкальный материал, несущий в себе образное содержание. При прослушивании дети должны представить то, что бы им хотелось увидеть в рамках данного музыкального материала. Таким образом, мир взрослого человека и мир ребенка могут найти общие образные решения при создании хореографического номера.
Но не всегда и не все дети открывают мир своих фантазий. Некоторым нужно время, чтобы воплотить в рисунке придуманные образы. Тогда задание может быть следующим: педагог задает конкретный образ, который дети должны нарисовать и под музыку изобразить в движениях. Дети с удовольствием выполняют такие задания, как на самом занятии, так и дома. Давая такие задания, педагог помогает детям в их творческом самоутверждении. Пусть это будет, например, «бабочка», но у каждого ребенка найдется свой подход к воплощению этого образа.
При создании хореографического номера по сюжетам сказок работа может строиться следующим образом. Дети самостоятельно находят сказки, которые, по их мнению, можно приблизить к заданной теме. Таким образом, невольно выбирают интересующие их образы героев, взаимоотношения между ними и возникающие ситуации, знакомятся с сюжетами сказок. Творческое воображение, произвольность и потребность самостоятельно действовать образуют совершенно иной подход ребенка к занятиям хореографией. Возникает активность детей в поиске новых сюжетов, персонажей. А для хореографии это – создание номеров, интерес к которым не иссякнет долгое время.
Так, создание хореографических образов в работе с детьми процесс творческий и очень увлекательный. Тот хореограф испытывает затруднения в создании детских номеров, который не интересуется уровнем творческого мышления детей. Лишь совместный подход поможет найти образное воплощение любимых сюжетов и персонажей.
Детским «композиционным» творчеством в танце может называться придумывание новых способов пластического, танцевального построения образов, которые воплощаются посредством языка движений и представляют собой более или менее законченные танцевальные композиции. Детским исполнительским творчеством в танце считается выразительность, индивидуальная манера исполнения.
Одним из главных условий развития у детей творчества в танце является их осмысленное отношение к средствам музыкально–двигательной выразительности, овладение языком движений. Для этого дети должны не только иметь навыки выполнения отдельных движений, но, прежде всего, понимать их значение. Предложите ребёнку сесть (лечь) в удобную позу, можно закрыть глаза и прослушать музыкальное произведение. Затем спросить:
- Как ты думаешь, какая по характеру эта музыка?
- Что ты чувствовал, когда слушал эту музыку?
- Что ты представлял, когда слушал эту музыку?
- Какое время года напоминает тебе эта музыка?
- Как можно двигаться под эту музыку?
Необходимо рассказать детям и о своих чувствах и представлениях после прослушивания. Далее вместе придумайте сюжет танца и попробуйте исполнить его.
В отличие от профессионального искусства детская художественная самодеятельность полна ярких открытий. Дело в том, что специфика работы с детьми, не претендующими на звание «артист балета», совершенно иная. Ребенок на каждом занятии познает все новый для него и интересный мир танцевального искусства. Всё направлено на заинтересованность детей, а это лучше удается, когда дети перевоплощаются в различные танцевальные образы.
Система дополнительного образования как раз и способствует подготовке техничных, музыкальных, эмоциональных исполнителей, создаёт условия для воспитания воли, выносливости, трудолюбия, самодисциплины.
Занятие танцем не всегда имеет увлекательный и весёлый характер, чаще это однообразные и изнурительные тренировки. Далеко не сразу у ребёнка приходит понимание удивительного многообразия, заложенных в нем возможностей к познанию искусства танца.
Занятия хореографией развивают образное мышление и фантазию, учат видеть, понимать и создавать прекрасное, играют большую роль в эстетическом и нравственном воспитании. Еще одним существенным результатом работы детского танцевального коллектива является воспитание пластической культуры, культуры движения, умения эмоционально исполнить танцевальный номер. Главная задача, которую необходимо выполнять при создании репертуара, например для младшей возрастной группы – его доступность детям. Танцевальные композиции должны создаваться с учетом интересов и возможностей детей. Это могут быть хореографические зарисовки, отражающие жизнь ребёнка.
Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, поэтому игры были и остаются традиционным средством педагогики. Игра всегда вызывает у детей приподнятое настроение, формирует заинтересованность к занятию. Именно в игре легче всего следить за дозировкой физической нагрузки, за точностью исполнения движений. Кроме того, игровые занятия вызывают активную работу мысли ребенка. А проведение занятий в игровой форме доставляет детям большое удовольствие. Через игры, этюды идёт работа над мимикой, пластикой, развивается фантазия, воображение, память.
Также в репертуаре детских танцевальных коллективов могут существовать номера со сказочным повествованием. При создании таких номеров хореограф должен учитывать значение места действия, события и, как следствие, учитывать и поступки героев.
Доступность репертуара определяется следующим: содержание и образы танца должны быть понятны как исполнителям, так и зрителям; композиция танца, его рисунок, танцевальная лексика являются выразительными средствами для воплощения образа. Тогда дети смогут эмоционально и непосредственно исполнять разнообразные по характеру танцевальные композиции, доставляя радость себе и зрителям.
|