Долгих Ольга Анатольевна
педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория
Учебное занятие в детском хореографическом коллективе: гендерный аспект
Танец – это искусство и, как всякое искусство, выражает некоторые свойства личности человека: его стремление к прекрасному, восприятие мира и самого себя, отношение к нравственности. Кроме того, национальные особенности народа, его менталитет обязательно находили свое отражение в танце.
Заглянем в историю: с чего начинался танец? Предками танцев считались ритуальные танцы первобытного человека, который бил в тотем, а его сородичи начинали импровизировать движения и подражать повадкам известных им диких животных, свои действия во время охоты и сражения. Так танец стал неотъемлемой частью древних обрядов, ритуалов.
На Руси самым распространенным был хоровод – поклонение богу солнца Яриле. В пляске темп, музыка были живыми и стремительными. Молодец показывал свою удаль и проворство, а девушка – изящество и грациозность.
В средневековье танец стал частью придворных церемоний: балы, приемы в честь гостей. Танец должен был подчеркивать значимость и торжество, изящество манер. В России предшественниками балов были петровские ассамблеи. Интерес к танцам растет все больше, появляются первые учителя - танцмейстеры, они учили танцевать и воспитывали учеников.
Становление и развитие русской балетной школы начиналось с создания в 1731 году в Петербурге Сухопутного Шляхетского кадетского корпуса, в учебный план которого входило изучение балетного танца.
Начало 20 века стало временем новых направлений в русском искусстве. В 1937 году был организован ансамбль народного танца СССР под руководством И.А.Моисеева. В 1938 году была создана танцевальная группа при Государственном русском народном хоре им. Пятницкого.
В настоящее время искусство танца не стоит на месте, оно постоянно развивается, обновляется все более сложными формами и направлениями.
Как известно из истории, танцевали всегда и мужчины, и женщины. Жизнь в современном обществе дает возможность выбора среди множества танцевальных коллективов, школ танца, студий. И только профессионализм руководителя коллектива, его опыт и уникальная методика преподавания могут привлечь, заинтересовать и удержать ребенка в танцевальном коллективе. Главное – создать ситуацию успеха у воспитанника, помочь ему раскрыться и реализовать себя. Необходимо учитывать свойства его характера, особенности темперамента, то есть подходить индивидуально к каждому участнику коллектива, особенно это касается работы с группой мальчиков, здесь требуется несколько другой подход, чем в работе с женским составом.
В ансамбле эстрадного танца «Миллениум», имеющим звание «Образцовый детский коллектив», занимаются и девочки, и мальчики, поэтому разделение детей на группы необходимо. Это связано с половым различием, так как перед мальчиками в танцевальном искусстве стоят несколько иные задачи: формирование телосложения, физической культуры, культуры движений. Следовательно, и занятия с ними построены на упражнениях, развивающих и укрепляющих силу и выносливость, это упражнения начальной физической подготовки, растяжки, поддержки и работа над трюками, сложными по исполнению, но зрелищными.
В ансамбле занимаются три группы мальчиков: младшая группа (возраст
детей 8-10 лет), средняя возрастная группа (11-13 лет) и выпускники (17-18 лет), которые приходят поделиться своим опытом, помогают овладеть трюками, передают концертные номера подрастающим мальчишкам, проводят репетиционные занятия по брейк-дансу и хип-хопу, личным примером заражают и вдохновляют юных танцоров.
Опираясь на данные статьи А. Витковского «Мальчики лучше учатся, если…», опубликованной в газете «Первое сентября» (№ 4 от 22 февраля 2007 года), можно выделить некоторые особенности работы с мальчиками в хореографии:
- высокий темп подачи материала;
- широкий спектр разнообразной информации;
- минимум повторений пройденного материала;
- работа в режиме поисковой активности;
- акцент на самостоятельность принимаемых решений;
- использование групповой формы работы с элементами соревновательности и обязательной сменой лидера;
- формирование правил через практические действия, выявление закономерностей, осмысление теории после практической работы с материалом;
- необходимость конструктивной (адекватной) оценки выполненной работы.
Перечисленные особенности учитываются и в практике работы нашего коллектива. Многолетний опыт работы с мальчиками позволяет мне, как педагогу, сделать ряд выводов:
- мальчикам интересна разнообразная подача учебного материала (стилизованная народная хореография, хип-хоп, брейк, спортивное направление);
- они не любят кропотливую отработку лексики танца, зато активно включаются в творческие задания; с удовольствием выражают свою индивидуальность;
- чтобы добиться отличных результатов, необходимо держать темп занятий, вводить элементы соревновательности, предоставляя возможность проявить себя каждому участнику;
- мальчики осваивают пространство в целом: горизонтальное + вертикальное (девочки – часть горизонтального пространства); в играх опираются на дальнее зрение, используя для этого все пространство;
- мальчики в два раза чаще девочек получают различные травмы; в «группе риска» также чаще оказываются мальчики;
- мальчики могут найти новые нестандартные решения в какой-либо ситуации или задачи, но с ошибкой выполнять шаблонные, не новые задания;
- у мальчиков лучше развито пространственное мышление;
- у мальчиков наблюдается более медленное как физическое, так и психологическое развитие, более высокая утомляемость; мальчишки непоседливы, чаще нарушают дисциплину, более низкий уровень старания, прилежания, аккуратности, более долгое раскачивание и, соответственно, они более медленно достигают оптимального уровня работоспособности.
Как правило, мальчики более скрытны, чем девочки, но чаще нестандартно и интересно мыслят. Им нравится поисковая деятельность, они активнее работают в новой ситуации (решение проблемы, новой задачи), поэтому в работе с ними рекомендуется развивающее обучение. Круг интересов у мальчишек шире, имеют тенденцию к знанию чего-то особенного, специального, редкого. Мальчики испытывают потребность в популярности, равняются на значимых взрослых и быстрее идут на контакт.
Знакомство с исследованиями А.Л.Сиротюк. В.Д.Еременко в значительной мере изменило мои взгляды и педагогическую позицию. Из своей личной практики могу дополнить:
- нельзя подавлять их настроение;
- нужно чаще предоставлять мальчикам возможность показать себя на танцевальном поле (самовыражение через показ «фишек», танцевальных комбинаций, связок, этюдов);
- важно заинтересовать поездками на фестивали, участием в конкурсах, постановкой ярких сценических номеров, созданием новых образов.
По мнению Т.А.Фисанович «Танец – сфера искусства, область прекрасного, значит, любой танец должен вызывать у зрителя восхищение, а у танцора – удовольствие». С этим утверждением нельзя не согласиться.
Замечу, этому предшествует репетиционная работа – сложный и физически тяжелый процесс, который не всегда интересен детям, особенно мальчикам. Поэтому, если педагогически грамотно выстроить работу с ними, заинтересовать яркими образами и сюжетами, близкими и понятными исполнителю, мы увидим их яркое творческое воплощение в концертных номерах. Результатом работы педагога станет рост числа мальчиков в хореографическом коллективе и постоянное обновление репертуара.
|