Статья «Жизнь в ритме танца»
Кадыкова Г.Б., педагог дополнительного образования
образцового детского коллектива
эстрадно-спортивного ансамбля «Танц-класс»
им.Б.Ф.Кадыкова МАУДО «ДД(Ю)Т» г.Перми
Ядрыникова И.Ю., заместитель директора по УВР
МАУДО «ДД(Ю)Т» г.Перми
Интерес к современному хореографическому искусству с каждым годом неуклонно возрастает как у взрослых, так и у детей.Танец цветной нитью проходит по жизни любого человека, выражая позитивные и негативные мысли. Танец — это первый и единственный всеобъемлющий, универсальный способ выразить при помощи языка мимики и жестов все свои чувства.
Человек, умеющий хорошо танцевать, по определению «человек гармоничный», так как гармония — это равновесие и порядок.
Появляются новые танцевальные стили, которые привлекают ценителей современного хореографического искусства, происходит популяризация самодеятельных танцевальных конкурсов. Все эти факты – свидетельство пробуждения нового современного художественного сознания людей. Такие обстоятельства являются плодотворными предпосылками для роста и развития хореографических коллективов, имеющих свою историю, традиции и перспективы. Образцовый детский коллектив эстрадно-спортивный ансамбль «Танц-класс» им.Б.Ф.Кадыкова в этом контексте не является исключением.
Созданный более 20 лет назад, коллектив в концертных номерах в начале своего становления, упор делал на спортивную подготовку – акробатику, спортивную гимнастику, добавляя тем самым зрелищности хореографическим постановкам.
Несомненно, это привлекало не только учащихся и их родителей, но и массового зрителя. Однако со временем, к педагогам пришло осознание того, что «переворачиваться через голову и делать шпагат» на сцене - мало, и тогда в образовательной программе ансамбля появился дополнительный предмет – основы классического танца. Синтез спортивной и хореографической подготовки юных танцоров дал новые результаты – ансамбль стал известным не только в Перми, но и за его пределами, пришли первые серьёзные успехи на конкурсах и фестивалях.
И всё-таки чего-то по-прежнему не хватало. Педагоги продолжали творческий поиск новых технологий в работе с детским хореографическим коллективом. Ансамбль должен иметь своего зрителя, своего фаната! Постановки должны быть интересны и детям, и педагогам, и зрителям.
Эта мысль не давала покоя. Участие в конкурсах, фестивалях, мастер-классах, анализ современной хореографии, которую демонстрируют сегодня юные танцоры на уровне России, – всё это способствовало рождению новой идеи – пригласить в коллектив профессионального балетмейстера-постановщика. Но пригласить не для разовой постановки концертного номера, а для постоянного сотрудничества, совместной работы, для серьёзного обновления репертуара, для создания некой творческой лаборатории, участниками котороймогли бы быть все – и педагоги, и дети. Так, в «Танц-классе», появился Алексей Расторгуев, солист театра «Балет Евгения Панфилова», талантливый танцовщик с ярко выраженной природной и сценической индивидуальностью.
Талант современного балетмейстера состоит из многих слагаемых: это, прежде всего, отлично развитая фантазия, способность мыслить хореографическими образами и сочинять несчётное число разнообразнейших танцевальных композиций,где зрелищность и эмоциональная заразительность действия соединены с интеллектуальными размышлениями хореографа о современной действительности. Всё это, без сомнения, можно отнести к Алексею Юрьевичу.
Сотворчество профессионального постановщика с детским коллективом – дело непростое, даже весьма сложное. Балетмейстер должен понимать с каким «материалом» он имеет дело, сможет ли он реально воплотитьзадуманное в номер, исполняемый детьми. Возникает ещё одна сложность – грамотно выстраивать взаимодействие с педагогами коллектива, которые не должны мешать и в то же время должны дать детям такой уровень физической, технической подготовки, который позволил бы воплотить замысел балетмейстера в совершенно новую хореографическую историю, способную увлечь детей-танцоров, держать в эмоциональном напряжении зрителя.
Процесс постановки идёт более эффективно тогда, когда дети не просто великолепно технически исполняют номер, а когда они способны понимать хореографические образы, стилистику танца, творчески мыслить, рассуждать, присваивать постановочный материал. А этому тоже надо учиться! Юные танцоры просматривают все премьерные работы А.Ю. Расторгуева в театре «Балет Евгения Панфилова», посещают различные театральные постановки, обсуждают их, ведут диалог с педагогами о том, что увидели, как это действо прочитали, интересуются новинками современной хореографии, пытаются сами создавать хореографические номера.
Хореографические миниатюрыдля детей ансамбля «Танц-класс» в постановке Алексея Расторгуева отличает юмор, легкость, богатство фантазии и изобретательность, удивительная выразительность танцевальных образов, многообразие драматических ситуаций, эмоций.
Хореограф тщательно ищет для детей именно им технически подвластные движения. Его номера - это сложные постановочные решения, когда, например, миниатюра («Свадебка») исполняется участниками сразу двух возрастных групп - первоклассниками и группой подростков. Номер «Еще постоим» на музыку песни Высоцкого «Вдоль обрыва по над пропастью», исполняемой юношеской мужской группой ансамбля, полон драматизма и держит в невероятном напряжении зрителя. Головокружительная акробатика, выразительная хореографическая пластика, стремительность падений и взлетов мужских тел просто завораживают! Пример совсем другой стилистики - характерный матросский танец, передающий душу песен легендарного Леонида Утесова - номер «На волнах воспоминаний».
Новый репертуар ансамбля «Танц-класс» позволил коллективу профессионально вырасти, получить многочисленные Гран-при и призовые места на престижных международных и всероссийских конкурсах и фестивалях.
В 2015 году ансамбль стал обладателем 1 Национальной премии в области культуры и искусства «Будущее России».
Заинтересованность педагогов, детей и балетмейстера в совместном творческом союзе сегодня дает такой невероятный результат – маленькие истории из жизни, воплощенные в танце, никого не оставляют равнодушными. Жизнь в ритме танца продолжается.
|