Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества» г.Перми
Статья «Проблемы сохранения традиционной русской
танцевальной культуры»
(автор - педагог дополнительного образования Карелина А.В.)
Пермский край – это, прежде всего, многообразие национальных культур, изучение и понимание разности которых является крайне важным для современных детей. Важна сама идея изучения малой родины как первого шага в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа.
Через понимание малой родины ребёнок осознаёт сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему. Танец - один из самых древнейших видов народного искусства. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер. Многие народы, стараясь не потерять свою самобытность в современном мире, ведут в настоящее время активную работу по возрождению и сохранению своих национальных традиций, обычаев, праздников.
В репертуаре образцового детского коллектива хореографического ансамбля «Мозаика» за последние 5 лет появилось большое количество новых хореографических номеров, раскрывающих многонациональную танцевальную культуру Пермского края.
Основной творческой задачей педагоги ансамбля «Мозаика» считают создание условий для сохранения и возрождения образцов народной танцевальной культуры, традиционных костюмов через ярко-зрелищнуюхореографическую форму.
Поначалу в репертуар ансамбля входили русские танцы и танцы народов мира. Позднее появился интерес использовать региональный материал, что привело к созданию в концертной программе ансамбля танцевального блока, представляющего Пермский край во всем его национальном многообразии, появились удмуртский, казачий, татарский, марийский и башкирские танцы.
Среди этих танцевальных номеров есть сюжетные и бессюжетные танцы. Бессюжетные танцы построены на отражении определенного характера, колорита той или иной народности. Основой для таких танцев являются несколько характерных движений, по которым мы сразу узнаем их национальную принадлежность, например, казачий танец «Станичные девчата», башкирский танец «Цветы Башкирии».
Сюжетные танцы прекрасно разбавляют программу присущими им юмором и зажигательностью. Это, конечно, татарский танец «Болтушки» - танец для четырёх солисток, «Удмуртский пляс» -танец, построенный на игре «Воротца».
Новые условия жизни, эстетические нормы повлияли на содержание танца и на взаимоотношения отдельных его форм. Значительные изменения произошли в женском танце, прежде не имевшем богатого и разнообразного лексического материала. В настоящее время огромное количество движений рук, ног, корпуса украшает народный танец. Движения ног также претерпели наиболее сильные изменения. Характер танцев стал более жизнерадостным.
В песнях наших дней сохранена национальная мелодика, своеобразие музыкальных оборотов. Это органически сливается с новыми темами, получает новую ритмическую организацию.
Создание оригинальных лирических танцевальных произведений – задача более сложная, чем создание темповых танцевальных произведений, где на помощь хореографу приходит фантазия. Вот почему необходимо обращаться к народным истокам, находить в них наиболее яркие национальные черты, определяющие характер того или иного народа, а также отличительные особенности танцев, бытующих в различных областях, краях, регионах России.
Необходимо заметить, что порой встречается чрезмерная стилизация народного танца, в этом случае от танца остается лишь внешне эффектная, нарядная, виртуозно-техническая композиция, только по внешним признакам именуемая народным танцем. Однако большинство балетмейстероввсё же стараются создавать танцевальные композиции на основе подлинных народных танцев и бережно относиться к стилизации и интерпретации материала.
Следует помнить, что возврат к прошлому, к народным традициям и культуре не означает его копирование, механическое повторение, дословное использование. Прошлое переосмысливается, включается в контекст современности с учетом новых параметров культурного контекста, в том числе его художественно-технологических инноваций. Старые и новые танцы не только уживаются рядом, но и влияют друг на друга, творчески обогащая и развивая народный танец.
Новое время рождает новые вкусы, направления, ритмы и пристрастия. Что бы ни происходило в жизни, каждое поколение должно знать свои корни и помнить родные истоки, иначе исчезнут духовность, патриотизм.
Важно беречь и сохранять богатейшее наследие народного танца. Поэтому так ответственна рольсовременных балетмейстеров-педагогов, которые возрождают традиционные оттенки в манере исполнениии дают новую жизнь народной хореографии.
Список используемой литературы:
1. Горчакова Н.Б., Статья «Русская народная хореография и ее актуальные проблемы»,сайт «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/662134/
2. ИшкинБ.С.,Журнал «Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств»,Выпуск№ 2 (10) / 2006 г.
3. Кукин, А., Лапин В. К проблеме русских хороводов // Народный танец: Проблемы изучения Текст / А. Кукин, В.Лапин. - СПб.: Питер, 1991. – 137с.
4. Климов, А.А. Русский народный танец. Текст / А.А. Климов. - М.: Север России, 1996. - 126 с.
5.Мурзина И.Я. Феномен региональной культуры: поиск качественных границ и языка описания: монография. - Екатеринбург, 2003. - 205 с.
|