Крылова И.В., педагог дополнительного образования
клуба скалолазов
Поговорим о досуге современных школьников
Насколько изменился наш мир! Мы, выросшие в дворовых компаниях с догонялками, прятками, прыгалками через резинку, вышибалами, играми в ножички, лапту, уходившие с улицы под гневные крики родителей из окна, сегодня сами воспитываем своих детей. Детей, которые неспешно гуляют только в сопровождении родителей, бабушек и дедушек. С поступлением в школу количество прогулок уменьшается и сходит на нет параллельно с увеличением размеров домашнего задания и количества учебных предметов.
Нынешние дети общаются со своими сверстниками в присутствии родителей, воспитателей, учителей, которые регламентируют и регулируют это общение. Поэтому зачастую дети не умеют договариваться друг с другом, не умеют просто общаться друг с другом. Они ждут решения со стороны взрослого, который должен разрешить конфликтную ситуацию, они не заинтересованы друг в друге.
Другое дело, наше детство. Нам было важно вовремя помириться, уметь дружить, потому что играть с размахом в уличные игры – это очень азартно и интересно! Поиграть в вышибалы вчетвером или компанией человек в десять-двенадцать – это разные вещи! Поэтому приходилось договариваться, с чем-то мириться, прощать какие-то особенности. И компании были разновозрастные из тех же соображений, ну, и куда деть братьев-сестёр, за которыми надо присматривать, выходя с ними во двор? Ещё один ностальгический вздох. Когда подходило время показа мультика или фильма по телевизору, двор пустел, поскольку это было событие нерядовое и давно ожидаемое. Иногда, заигравшись, чтобы не опоздать к началу, шли смотреть к тому, чей дом ближе. Смотрели и выходили обратно на улицу. Теперь можно восполнить потребность посмотреть какой-либо фильм запросто, сидя дома или – о чудо! – где угодно по своему карманному телевизору! Но вот ведь какая штука! Меня раздражало в моих собственных детях, пока я не разобралась, в чём дело, вот что: мы смотрим хороший фильм, а они отвлекаются, выходят из комнаты на какое-то время. Почему? Ведь у меня, как мне думается, хорошие смышлёные дети. И поразмыслив, поняла, что возможность остановить или отмотать действие назад для них – это само собой разумеется. Именно поэтому они не следят внимательно за поворотами сюжета, взаимоотношениями персонажей, боясь что-то пропустить и потому не понять происходящее. Они всегда могут отыграть обратно. Включить опять и опять. Они хуже умеют сохранять концентрацию внимания. У них фрагментарное внимание. Это, мне кажется, характерно для чтения и учёбы – можно набрать в поисковой строке, «загуглить», зачем напрягаться и запоминать? Возвращаясь к началу своих рассуждений о пребывании на улице современных детей, хочу добавить и о некой взрослой пассивности. Знаю это по себе, приходя с работы, надо иметь силу воли и немалую мотивацию, чтобы выйти на улицу погулять с ребёнком школьного возраста. Конечно же, хочется отдохнуть, есть домашние дела, а иногда ещё в нагрузку -вечернее бдение над бумагами с работы, и в результате - ответ: «Сегодня погулять не получится». Да и детям задают сейчас – ого-го! Домашнее задание вырастает в разы! Особенно в школах, претендующих на компетентность в подготовке выпускников высокой поступательной способности. Примеры, сочинения, рефераты, доклады, слайд-фильмы, именуемые презентациями. Получается, что есть чем заняться, не до прогулок! В итоге вырастают дети, не умеющие просто гулять, не знающие дворовых игр, не умеющие просто общаться со сверстниками на улице, да и со здоровьем появляются серьезные проблемы. Есть такое понятие «двигательная активность», есть ежедневная норма этой самой активности. Если ребёнок не выполняет норму двигательной активности, то у него нарушается работа внутренних органов, происходит нарушение осанки, развивается плоскостопие, развиваются ожирение, диабет, падает иммунитет, возникают нервно-психические расстройства. Почему бы это? Потому что не работают мышцы. Работа, выполняемая большими мышцами, заставляет работать сердечно-сосудистую систему, активизируется работа внутренних органов, чтобы обеспечить работающие мышцы. Если организм не выполняет ежедневно физическую работу, резервы сердечно-сосудистой и дыхательной систем падают, снижается сопротивляемость простудным и инфекционным заболеваниям, нервно-психическим стрессам. Лёгкие физические нагрузки способствуют восстановлению при умственном и нервном утомлении и, как ни странно, при физическом. Переключение на физическую работу с умственной позволяет сохранять хорошее настроение, поддерживает эмоциональную устойчивость, повышает умственную работоспособность. Физическая нагрузка повышает скорость обменных процессов в мышцах, стимулирует дыхание, кровообращение, работу пищеварительного тракта, нервно-эндокринную функцию.
Каким образом добиваться выполнения определённого объёма физической работы, каждый решает сам: прогулки в парке, возможно с собакой, катание на лыжах, коньках, роликах, езда на велосипедах, мытьё пола и окон, игры во дворе с соседями-приятелями или у школы с одноклассниками, плавание, теннис, баскетбол или ввиду недостатка времени просто неспешная прогулка в сторону дома или школы на расстояние одной-двух остановок с обсуждением событий прошедшего дня или планов на день грядущий. А с современной школой всё-таки что-то не так! Даже при пятидневной учебной неделе школьник тратит один выходной на выполнение домашних заданий. Остаётся один выходной, испорченный мыслью о том, что сделал не на 100%, и что с понедельника всё начинается заново! А если учебная неделя – шестидневная, то единственный выходной тратится на приготовление домашних заданий.Бедного школяра постоянно «прессуют» в школе, да и дома тоже извечными напоминаниями о предстоящих тестах, экзаменах, выборе вуза, выборе профессии. И ошибиться ребёнку нельзя! Какая ответственность за собственное будущее! Вот тут-то нервная система без регулярной двигательной активности начинает сдавать. Словом, гуляйте! Играйте! Детство – это лучшее время в жизни ребёнка, это интересное время для интересных игр и общения со сверстниками, простым беганием во дворе.
|