Пятница, 26.04.2024, 09:47
Приветствую Вас | Гость |RSS

Дворец Детского (Юношеского) Творчества города Перми

Меню сайта
Выставки Дворца

Во Дворце всего: 1
Гостей: 1
Посетителей: 0

Коллективы Дворца

Главная » Коллективы Дворца » Как сохранить зрение у ребенка?

Как сохранить зрение у ребенка?

Кельманович Людмила Федоровна,

педагог дополнительного образования

 

Статья для родителей и педагогов

Как сохранить зрение у ребенка?

         Как правило, процесс обучения по любому предмету в школе или в учреждении дополнительного образования    больше связан с получением детьми новых знаний и умений, здоровьесберегающие технологии, к сожалению, отходят на второй план.

Мы, педагоги,  мало задумываемся о здоровье детей, о том, как то или иное нарушение санитарных норм, требований к организации образовательного процесса  с учётом специфики программы  ведет к тому, что мы «неспециально», но  наносим ущерб здоровью учащегося.

Здоровьесбережение-  это не охрана,а укрепление здоровья, воспитание культуры здоровья! И я решила, что с чего-то надо начинать. А так как мы на музыкальных занятиях имеем дело с мелкими нотами, с их записью, чтением нот с листа, с фортепианной клавиатурой, то зрение детей постоянно находится в напряжении, не имея возможности расслабиться. Чтоб как-то помочь в этом вопросе и детям,  и их родителям, я решила  разработать комплекс  упражнений для расслабления глаз, а для  хорошего настроения  форму занятия выбрать - путешествие.

Почему? Да потому, что каждый день для ребенка –  это  своеобразное путешествие  с массой интересного и неизвестного, нагрузок и перегрузок. Глаза школьников ежедневно переутомляются. В результате к окончанию школы по   утверждению медиков только один из десяти выпускников имеет отличное зрение.

Что делать? Сохранять и  уже восстанавливать зрение, используя развивающие занятия, расслабляющие упражнения и, конечно,  веселые игры. Главное – заниматься регулярно, используя каждый удобный случай, даже в дороге и на прогулке.Отличного зрения и прекрасного настроения вам и вашему ребенку!

В игровом  путешествии нам будут помогать–«исключительно прозорливые советы»,«дальновидные правила»,«предусмотрительные рекомендации».

Цель нашего путешествия – помочь восстановить и сохранить ребенку хорошее зрение!

«Исключительно прозорливые советы»

Как часто и сколько играть? Часто, но понемногу. Заниматься обязательно ежедневно, несколько раз в день, по 20 минут за один прием, при любом удобном случае. Иначе зрение будет переутомляться и, следовательно, ухудшаться. Доказательством этого является то, что среди людей старше 21 года только один из десяти имеет отличное зрение.

«Дальновидные правила»

В поход за зоркостью  с собой необходимо взять лучшие качества – волю, трудолюбие, добросовестность, решительность и желание самосовершенствоваться.

«Предусмотрительные рекомендации»

Все упражнения можно выполнять и стоя, и сидя, и лежа в постели или на полу.Дышать следует ритмично, думать только о глазах, смотреть прямо перед собой. Мышцы тела и лица попытаться расслабить.

Динамические и статические упражнения для глаз

«Тропинка»

Родитель или кто–либо другой читает стихотворение, а ребенок, держа голову неподвижно, медленно и аккуратно выполняет движения глазами, скользя взглядом по нарисованной (или воображаемой) тропинке. Ее можно нарисовать на бумаге, на запотевшем стекле, на речном песке, на снегу. По получившемуся следу можно пробежаться глазами туда и обратно. Чем больше «поле» для рисования, тем шире будет амплитуда действия глаз.Время выполнения упражнения – несколько секунд.

Тропинка вьется, извивается,

Через луга бежит, старается.

Тропинка не стоит на месте –

Мы пробежимся с нею вместе!

«Бабочки»

Чтение стихотворения. Ребенок, держа голову неподвижно, скользит взглядом по пути движения бабочки по нарисованным (или воображаемым) цветам на лугу. Можно вырезать цветы из бумаги и разложить на полу. Предложить ребенку «попорхать» взглядом с одного цветка на другой, «кружась» в воздухе.

Находясь на природе, можно  наблюдать  за бабочками, листопадом, дождем, кузнечиками, провожать их движения взглядом, «прорисовывать» траекторию этих движений.

Бабочка с цветка вспорхнула,

Полетала, отдохнула.

Всю поляну оглядела,

На другой цветочек села.

Чтобы улучшить свое зрение надо держать под контролем питание, мышечный тонус и настроение. Глазам жизненно необходимо движение и солнечный свет. Сопоставляя контраст цвета и формы в окружающем мире, глаз стремится к движению, работе. А много и правильно работая, глаза становятся сильнее. Существует ли зависимость между умом и зрением? Наша память оперирует впечатлениями, полученными об окружающем мире.

«Внимать» и «Вникать» - старинные понятия. Внимать - это слушать, а вникать (или вницать) внимательно рассматривать, обдумывать, углубляться во что-то мыслями. Мозг воспринимает информацию, обрабатывает, то есть наделяет смыслом.

Психическое напряжение – первопричина напряженного состояния глазных мышц. Чтоб вернуть хорошее зрение надо всегда быть в радостном настроении и расслабленном состоянии. Глаза должны улыбаться!  Зная взаимозависимость зрения и психики, понятно, что ухудшение зрения ведет к ухудшению мышления. У человека возникают серьезные проблемы с памятью и вниманием. Выход из этого – обучить ребенка расслаблять глаза и уметь поддерживать это комфортное состояние.

Во время зрительной работы используйте сильный направленный свет. При слабом, рассеянном, отраженном или окрашенном освещении даже здоровые глаза утомляются быстрее, так как больше напрягаются. В обычной обстановке города вредно ношение темных очков, в них глаза начинают «голодать» от недостатка света и воздуха. Смотреть на солнце полезно только во время заката и восхода в течение получаса. Полезно ли часто моргать? Полезно!  Моргать следует  часто для защиты от микробов и пыли и увлажнения роговицы глаза слезной жидкостью. Моргание стимулирует нервы сетчатки благодаря мгновенным периодам отдыха, так как это укрепляет нервы.

А полезно ли для глаз чтение? Для глаз полезнее читать мелкий шрифт, чем крупный, который в детских книжках. При прочтении одного слова крупным шрифтом тратится столько же сил, сколько при прочтении целой строки мелким шрифтом. Напрягает зрение и психику  чтение текстов низкого качества с нечеткими буквами. Испытывают глаза и кислородное голодание. Полезны прогулки на свежем воздухе, проветривание помещения, дыхательная гимнастика.

Это создаст приток крови к голове, а значит, усилит циркуляцию кислорода в тканях глаз. Если глаза устали, поможет промывание, после которого глаза лучше прикрыть и заслонить ладонями. Промывать лучше проточной водой или просто холодной из-под крана, набирая ее полные пригоршни и выплескивая в широко открытые глаза.

Телевизор. Следует  соблюдать хотя бы минимальное расстояние от телевизора при просмотре – это 2,5 метра от черно-белого и5 метров – от цветного. Детям можно смотреть телевизор не более получаса. В комнате, где находится  телевизор,  должна быть хорошая вентиляция.

Как в глаза попадает инфекция? Может попасть  вместе с пылью из воздуха, с грязными руками, с нечистого носового платка или полотенца. Инфекционные заболевания бывают очень серьезные, вплоть до потери зрения.

Чем «кормить» глаза? Особенно полезно для сохранения  зрения употребление овощей и фруктов (яблоки, морковь, свекла, абрикосы, капуста). Не менее полезны  -  сельдерей, петрушка, цитрусовые, смородина, лук, чеснок. Чаще следует  употреблять  хлебные злаки, мед, яйца, рыбу, дрожжи. «Ядовитыми» для глаз являются не только алкоголь и табак, но и чай, кофе, сахар-рафинад. Употребление меда внутрь улучшает остроту зрения, расширяет поле зрения. Еще лучше использовать с медом чернику или рябину. Хороши красный морковный коктейль с медом, облепиховый сок с медом.

Предложенные игры можно разнообразить: ввести элемент ролевых игр. Ребенок может быть в роли индейца Острый Глаз, в роли орла с необыкновенно зорким зрением, может в роли йога (они отличаются абсолютным зрением, невозможно представить йога в очках), в роли человека – телескопа, который видит все вокруг, но которому, чтобы быть в форме, нужна постоянная тренировка.

Игра «Кот на печке»

Играем не с обоими открытыми глазами, а закрыв сначала один глаз, а затем другой, открыв первый. Взрослый читает  стихотворение, а ребенок попеременно открывает и закрывает глаза.

Если кот на печке спит,

Один глаз его открыт –

Так он мышек привечает

Исметанку примечает.

Игра «Ночные охотники»

Играем, сначала широко раскрыв (во время прочтения взрослым 5-6-й строчек) оба глаза, а затем (во время прочтения 7 – 8 – й строк), закрыв оба глаза.

На охоту филин вышел –

Верно, мышки писк услышал.

На охоту вышел ночью

Волк со всей семьею волчьей.

Совы смотрят в оба глаза –

Не моргнут они ни разу.

Мышка глазки закрывает

И покрепче засыпает.

И тогда не страшен ей

Никакой ужасный зверь.

Игра «Снегопад»

Ребенок, держа голову неподвижно, медленно и аккуратно выполняет движения глазами, скользя взглядом за движением нарисованных (или воображаемых, а, возможно, и настоящих)  снежинок.

Изменяющаяся от игры к игре предлагаемая обстановка будет поддерживать интерес ребенка к выполнению задания.

В снегопад снежинки мчатся

Сверху вниз в веселом танце.

Вот снежинки прилетают,

И сугробы подрастают.

Литература.

«Коррекция зрения у детей: практический курс». Троицкая С.И., 2010, М.

«Как сохранить и восстановить зрение у ребенка». Татьяна Кислинская. 2011, «Питер».

«Сохранить здоровье ребенка. Как?» Христолюбова В. 2009, М.

Категория: Советы родителям | Добавил: uniperus (27.10.2014)
Просмотров: 1608
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Музей про детей
Поиск
Категории раздела


© 2024