Суббота, 23.11.2024, 21:29
Приветствую Вас | Гость |RSS

Дворец Детского (Юношеского) Творчества города Перми

Меню сайта
Выставки Дворца

Во Дворце всего: 1
Гостей: 1
Посетителей: 0

Коллективы Дворца

Главная » Коллективы Дворца » Патриотическое воспитание подростков в современных условиях

Патриотическое воспитание подростков в современных условиях

 

 

Яньшин Виталий Сергеевич,

педагог дополнительного образования,

руководитель секции рукопашного боя

 

Проблема патриотизма – одна из актуальных и серьезных проблем современного российского общества. Любые крупные социально-политические изменения в стране ведут к смене ценностных ориентиров, отражаясь тем самым и на духовно-нравственном развитии подрастающего поколения.

Всё больше становится ощутимым недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. воспитание личности гражданина России становится ключевой педагогической задачей. «Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется» (Буйлова Л.Н.).

Дополнительное образование – комфортная образовательная среда, не ограниченная стандартами, создает условия для самоопределения и самореализации подростков, способствует созданию «ситуации успеха» каждому ребёнку, создает условия для социально значимой деятельности и проявления социальной активности, что, собственно, в целом позитивно влияет на формирование патриотического сознания.

Взаимодействие в кружках и секциях строится с учетом, прежде всего, желаний, возможностей и интересов детей. Ребенок сам выбирает вид деятельности, круг общения и занимается тем, что ему нравится, активно совершенствует свой кругозор. Внешкольная деятельность способствует формированию и тренировке навыков патриотического поведения, дает возможность увлечь учащихся яркими примерами отечественной истории, где определяющими символами были самоотверженность, мужество, храбрость соотечественников. Гражданская позиция, любовь к Отечеству, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, а также готовность к служению в Вооруженных силах, Отечеству – важнейшие социально-значимые качества, которые обладать современные подростки.

Очевидно, что патриотическое воспитание – это не разовые мероприятия, это целенаправленная и скоординированная деятельность, включающая организацию массовой работы при активном участии семьи, ветеранских и молодежных общественных организаций; педагогическую деятельность, осуществляемую с учетом требований психолого-педагогической науки; деятельность самих учащихся по самосовершенствованию и самореализации как гражданина своей страны.

Жизнедеятельность творческого или спортивного коллектива в условиях дополнительного образования для большинства детей – это пространство для развертывания их сегодняшней жизни, для развития их социального опыта и гражданского самосознания. Следовательно, задача педагога (тренера) как можно шире использовать формы и методы работы, способствующие развитию патриотизма через активную практическую разнонаправленную деятельность, включая и процесс обучения, и соревновательные практики.

Возможные направления гражданско-патриотического воспитания в условиях дополнительного образования:

  • Духовно-нравственное. Осознание учащимися важнейших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов реальной жизни, способность использовать их в качестве определяющих принципов и позиций.
  • Историко-краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, неповторимости Отечества, формирование гордости за сопричастность к великим делам предков и современников.
  • Гражданско-правовое. Система мероприятий, направленных на формирование правовой культуры, навыков оценки политических и правовых событий, гражданской позиции, воспитание уважения к государственной символике.
  • Социально–патриотическое. Формирование активной жизненной позиции, проявление чувства сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
  • Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи патриотического сознания, идей служения Отечеству, изучение русской военной истории, воинских традиций.
  • Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества.
  • Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, знакомству с обычаями и традициями русского народа.

Как руководитель спортивной секции считаю, что физическое воспитание способствует не только физическому развитию организма человека, но и формированию положительных черт морального облика. В процессе сложной тренировочной и соревновательной деятельности проверяются и формируются моральные качества, крепнет воля, приобретается опыт патриотического поведения.

На нравственной основе, в том числе и на патриотизме, осуществляется воспитание спортивного трудолюбия, способностей к преодолению трудностей, сильной воли и других личностных качеств.

Исходя из этого, можно говорить о единстве физического и патриотического воспитания подрастающего поколения. В самом деле, спортивно-патриотическое воспитание детей показывает, что в него органично вплетается единство воспитательных действий и жизни, представляющих, в свою очередь, единство форм, методов.

Формирование патриотических чувств детей осуществляется в спортивно-тренировочном процессе через использование различных форм и методов работы с ними: на занятиях, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных праздников и соревнований. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и соревнования.

Необходимо учитывать интерес детей к армии. Сначала их привлекает красочность военной формы, динамика военных ритуалов. От внешних моментов приходит и понимание более существенного - патриотизма воинов, их готовности защищать Родину. Это достигается проведением бесед, соревнований, праздников, игр. Игры используются для воспитания таких качеств, как смелость, ловкость, дисциплинированность.

Дело в том, что спортивное соревнование для молодежи, да и в целом для основной массы населения, является одной из форм не только массового отдыха и зрелища, но и самоутверждения. Его аудитория (спортсмены, активные и пассивные болельщики) - это миллионы граждан. Она, разумеется, не должна остаться без идеологического, политического и культурного внимания и воздействия. Да и самих спортсменов необходимо воспитывать в патриотическом духе. Для этого спорт располагает средствами воздействия на их индивидуальное и групповое сознание. Спортсмен принадлежит к определенному социальному слою, населенному пункту, имеет родственников, друзей, он включен в определенные социальные связи. Выступая от имени того или иного социального образования, он чувствует ответственность перед согражданами.

Этот факт формирует у него стремление продемонстрировать свое физическое и интеллектуальное превосходство (в зависимости от вида спорта может доминировать тот или иной компонент). Социум, от имени которого он выступает, заинтересован в сплочении своих сограждан и в подготовке физически крепкого, интеллектуально развитого населения, которое стимулируется спортивными соревнованиями к физическому совершенствованию, всестороннему развитию.

Из педагогической практики могу с уверенностью сказать, что, например, ни одно соревнование по рукопашному бою не обходится без его традиционных ритуалов, спортивной символики, которые являются частью патриотического воспитания. Такие моменты, как подъем флага, исполнение гимна, приветствие спортсменов, церемония награждения победителей, музыкальное сопровождение – все это, безусловно, оказывает воспитательное влияние на молодежь, формирует чувство патриотизма, гордости, чести, ответственности.

 

Категория: Советы родителям | Добавил: anna_metodist (03.07.2018)
Просмотров: 944
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Музей про детей
Поиск
Категории раздела


© 2024