Г.А.Брохина,
педагог дополнительного образования по классу фортепиано
Волшебных звуков торжество…
(опыт проведения тематических концертов для детей и родителей)
Говорят, что человек счастлив, если занимается любимым делом, если работа становится для него источником творчества и самореализации. Думаю, нам педагогам Дворца повезло: атмосфера свободного поиска и дружеского общения, ощущение удивительного путешествия по миру увлечений, которые мы стараемся создавать для пермских мальчишек и девчонок, захватывают и нас самих. Мы уверенно устремляемся к новым целям, окрыленные творческим вдохновением и успехами наших юных воспитанников.
Педагог-музыкант, как и любой педагог, вкладывая в учеников своё мастерство, тем самым формирует его будущее – осознанный выбор профессии или интерес к делу, с которым ребёнок никогда не расстанется. Родители приводят к нам детей, чтобы приобщить их к культуре, чтобы сердце ребёнка открылось навстречу прекрасному искусству – музыке.
Учиться музыке – это, конечно, труд, требующий много времени, желания и сил. И мне всегда хотелось, чтобы результатом труда у моих учеников был праздник. Так много лет назад у меня родилась идея проведения классных концертов, разнообразных по темам, формам и жанрам. Участники концертов – мои ученики класса фортепиано, а слушатели – самые благодарные зрители – родители.
Концерт - от итальянского «кончерто» - состязание, соревнование. И действительно, каждый исполнитель ждет признания и аплодисментов. В концертной деятельности ребенок раскрывается «как творец и творение культуры» (М. Каган). Он реализует высокую просветительскую миссию, приобщая зрителей к духовной культуре посредством художественных образов, которые овладевают зрительным залом, вызывают сопереживание.
Привлечение родителей к творчеству детей в качестве слушателей, костюмеров-дизайнеров, а порой и участников концертов, способствует развитию социального партнёрства и сотрудничества, укреплению добрых и позитивных отношений внутри семьи. Концерт для моих учеников – это особая атмосфера – полный зал зрителей, ярко освещённая сцена, лёгкое волнение, и, конечно, они сами, в роли начинающих артистов, трогательно и старательно исполняющие любимые произведения. Уходит страх ошибиться или играть что-то неправильно, здесь все мысли только о музыке, прекрасной и волнующей.
Искренне люблю новогодние концерты - «Зимняя фантазия», «И снова Новый Год», «Кругосветное музыкальное путешествие». Их очень ждут и сами дети - зимнее настроение, сверкающая огнями ёлка, новогодние подарки, милые и незатейливые сюрпризы и душевные поздравления.
Особой подготовки требуют отчётные концерты – «Играем и слушаем классику», «Джазовое настроение», «Музыка весны», «Весенняя импровизация». Такие концерты — это демонстрация того, чему дети научились за прошедший учебный год. Их очень ждут и родители, искренне волнуются за своих детей, поддерживая добрыми улыбками перед началом выступления, радуются, когда у ребёнка получается сыграть эмоционально и без технических ошибок. Концертная программа – как правило, представляет собой синтез творческих жанров – чтение стихов, танцевальные этюды, пение, исполнение произведений на музыкальном инструменте. Возможен и сценический костюм как художественный штрих, удачно дополняющий концертное выступление.
Как приятно, когда видишь улыбки детей, радость в их глазах, огромное желание прикоснуться к музыке, к музыкальному инструменту, попробовать свои силы в этом прекрасном виде искусства.
Например, концерт-портрет, посвящённый творчеству композитора. Готовясь с учениками к классному концерту «Детская музыка» С. Прокофьева, я не раз вспоминала слова Д. Кабалевского: «…творчество Прокофьева – это от солнца идущий свет. Я уверен, что, попав под живительные лучи этого света, юные музыканты сразу же полюбят музыку Сергея Прокофьева, чьё искусство несёт с собой радость всем, кто с ним соприкасается». Так оно и случилось. Мои ученики с удовольствием играют произведения всемирно известного композитора.
Или концерт, посвящённый отдельному жанру, направлению или теме в музыке: «Ах, этот джаз!» (концерт – презентация джазовой музыки), «Музыка Рождества» (концерт-маскарад о рождественских традициях Европы, Америки, России), «Рояль собирает друзей». Такие встречи и выступления надолго остаются в памяти детей, они их эмоционально проживают, делятся впечатлениями от собственного исполнения или от концертных номеров своих друзей по классу фортепиано.
Успех концерта зависит и от качества сценария, его необычности. Я долго работаю над композицией концерта, продумываю начало, финал, включаю лирические и юмористические эпизоды. Музыка бывает самой разнообразной, но обязательно интересной и качественной: от академических сочинений до обработок джазовой, популярной и рок-музыки. Вспоминаю концерт «Музыка из телевизора», посвящённый кино и телемузыке, где каждый мог попробовать себя в роли тапёра. Это было незабываемо, интересно и весело.
Мне всегда очень хотелось, чтобы мои ученики были знакомы и с живописью. Произведения живописи, как и музыки – это эмоциональное проживание состояния некого «чудесного мгновения», которое становится неотъемлемой частью нашей личной духовной жизни. Я стараюсь бывать с ребятами на выставках художников, знакомить их с лучшими произведениями известных мастеров - Рериха, Шишкина, Васнецова, Левитана, Айвазовского, Коровина, а также с картинами художников-импрессионистов.
У многих моих учеников родители когда-то сами учились в музыкальных школах. Для меня – это прекрасная возможность привлечения их к совместной творческой и концертной деятельности. Так в моей педагогической практике появились классные концерты - «Музыкальная семья», «Играем вместе». Подготовка к этим концертам была интересна всем: и мне, и родителям, и детям. А уж о воспитательной пользе такого совместного музицирования и говорить не приходится. Играли вместе сёстры, бабушка с внучкой, мамы с дочками и сыновьями. Пела мама, сын аккомпанировал, а затем сын пел, мама аккомпанировала. Все концерты перечислить невозможно, но наиболее интересные по тематике назову: «Детская музыка С. Прокофьева», «Моцарт – современник на века», «Сказка в музыке», «Природа в живописи и музыке», «Вечер вальса».
Юные пианисты, даже самые маленькие, к моему приятному удивлению, способны эмоционально глубоко воспринимать музыку. Вот несколько примеров из обсуждений с моими учениками. Пьеса «Снежинки» (Стоянов) - «…Звездочки в небе, начинают играть между собой. Началась метель, а когда всё утихло, белые парашютики из снежинок поиграли, поиграли и улетели» - Даша Д., 7 лет.
Пьеса «Подснежник» (П. И. Чайковский) - «…Самый красивый месяц весны – апрель. Дует лёгкий и очень свежий ветер, все быстрей и быстрей бегут ручьи. Когда я слушаю или играю «Подснежник» я чувствую его нежность, как он распускается» - Елена Г., 11 лет.
Пьеса «Вечер» (С. Прокофьев) - «…Это волшебная музыка. Когда я слышу мелодию этой пьесы, я представляю, что сижу у камина, смотрю на трепетное пламя. Звуки этой музыки вызывают у меня чувство покоя, нежности. Я наслаждаюсь ею, она завораживает меня» - Пётр Т., 11 лет.
В условиях современной образовательной среды проведение концертов немыслимо без использования мультимедийной техники, которая позволяет сделать концерт эмоционально ярче и глубже. Я с огромным удовольствием подбираю иллюстрации, фотографии и музыкальные зарисовки для видеопрезентаций к нашим классным концертам.
Одно поколение учеников другим, а концерты живут, вспыхивая яркими красками детского таланта и творчества. Они нужны моим юным пианистам. Именно в условиях концертной среды развивается палитра эмоций и переживаний, оттачиваются навыки и умения, демонстрируется мастерство исполнения. Юные музыканты учатся быть артистами, творцами, из-под пальцев которых льются мелодии Шуберта и Чайковского, с уст слетают строки Бунина, Пастернака и Бальмонта. Эти юные сердца серьёзно и упоительно рассуждают за роялем о возвышенном и земном, смеются вместе с Моцартом и плачут с Шопеном… Маленькие музыканты, пропустив через свою душу, дарят слушателю великую музыку, а вместе с ней и частицу себя. Это прекрасные моменты первых сильных эмоций, душевной радости и грусти, поиски себя и своего настроения.
Концерт должен, быть светлым и ярким праздником для детей, звёздной искоркой маленького исполнителя. Но все не могут и не должны быть великими музыкантами. Любить музыку, уметь общаться с инструментом, получать от этого удовольствие должен каждый, кто пришел учиться музыке. И роль классных концертов, на мой взгляд, здесь просто неоценима.
|