С.Н.Ламская,
педагог дополнительного образования
Образцового детского коллектива хореографического ансамбля "Мозаика"
И снова о детском коллективе
Как только мы задумываемся о роли коллектива в жизни детей, мы вспоминаем известного педагога А.С.Макаренко. Его труды сегодня актуальны, но все больше за рубежом: в Германии, Японии... А ставка на сочетание ответственности и творчества, на труд, на коллективизм очень современна.
Как помочь ребенку адаптироваться в детском коллективе и занять комфортную нишу? Как предотвратить конфликты? Как научить работать в команде? Как научить дружить? Раньше дети играли на улице, у них был наряду со школьным дворовый коллектив, где в экстремальных условиях они развивали социальные навыки. Сейчас гаджеты заменили детям прогулки, технологии сделали родителей менее доступными для общения с детьми. телефон, который "сидит" с ребенком вместо родителей и друзей, не научит его общаться. А у большинства успешных людей развиты социальные навыки - это факт!
Однако и коллектив коллективу рознь. Иногда он настолько прочно "входит в жизнь", что многие становятся фрилансерами или открывают собственный маленький бизнес, только чтобы избежать коллектива...
Хореографический ансамбль «Мозаика» - это успешный детский коллектив с традициями! Наш успех строится на нескольких составляющих.
Формирование микроклимата.
Малышей приводят за руку родители: один, обгоняя маму, «влетает» в кабинет, другой прочно держится за руку родителей, третий вдруг испугался, и его подтягивают к двери. Все разные, все любимые и всем нужно освоиться в новом для них мире.
Прежде всего, надо развеять волнения ребенка, которого разделила с родителями дверь. Первое занятие не будет длинным, оно будет особенным… Педагоги реагируют на робкое поведение ребенка, кивая, одобряя улыбкой, удивляясь, поддерживая контактные нити с ребенком. Ребенок не должен почувствовать себя одиноким, должен поверить в поддержку. А если ребенок чувствует постоянное внимание к себе и доброжелательное отношение, у него обязательно формируется эмоциональная уравновешенность, чувство защищенности. Подпитывать это состояние необходимо постоянно: «Как мы рады видеть тебя! Как нам тебя не хватало!».
Непрерывное внимание, теплые, ласковые слова, похвала-одобрение, радостное общение – все это необходимо для душевного комфорта ребенка, что и является нашей задачей в первое время его пребывания в нашем коллективе.
Формирование доверительного отношения к педагогам и сверстникам.
Если ребенок проявляет недоверие к другим, не идет на контакт, «оттопырил иголки» как ежик, то не может идти речи ни о каком его развитии. В этом случае ребенку трудно доверять взрослым, он думает, что они его обманывают.
Доверие приходит только тогда, когда мы будем честны, искренны и откровенны с ребенком, когда мы сойдем с пьедестала. Ребенок со временем поймет, что ему помогут, поддержат, над ним не будут смеяться, его не обидят, его здесь любят! Только на такой почве может появиться детское доверие. Мы стараемся, чтобы положительные «флюиды» шли не только от педагогов, но и от коллектива ребят.
Формирование позитивного самоощущения ребенка, осознание своего социального «я», воспитание чувства собственного достоинства.
Формирование положительной самооценки ребенка – является основой психологического выживания в сегодняшней стремительной жизни.
Первая самооценка ребенка происходит через призму отношения к нему взрослого человека - педагога, и мы должны поддерживать положительную самооценку, способствовать укреплению веры в себя, в свои силы. При этом помнить, что авторитарное давление на ребенка нередко заканчивается активной защитой: отрицанием, озлоблением, унынием. Мы пробуем и на негативное поведение найти позитивное решение. Как в компьютер закладываем программу в ребенка: ты добрый, ты умелый, ты талантливый.
Взрослея, ребенок все чаще начинает оценивать те качества и особенности поведения самого себя и сверстников, которые чаще всего выделяются окружающими и от которых зависит их положение в коллективе.
Для образования адекватных, точных представлений о своих возможностях и качествах личности необходимо, чтобы оценка, которую ребенок приобретает в индивидуальном опыте, сочеталась с оценками и знаниями о себе, накапливаемыми им в общении в нашем коллективе. И здесь как никогда важна роль педагога - понять ребенка, найти хорошее в поведении, предвидеть эмоциональные проблемы, связанные с занижением или завышением самооценки.
Достижения в развитии общения и отношений ребенка в коллективе, в становлении образа самого себя и отношения к себе ведут к социальной компетентности и зрелости.
Формирование коммуникативных умений и навыков общения и деятельности в коллективе.
С каждым годом обучения в ансамбле «Мозаика» социальный опыт ребенка обогащается, он взрослеет и становится подростком, усложняются взаимоотношения со сверстниками, общение все больше приобретает самостоятельную ценность.
Не будет коллектива, если в этой общности детей не будет сопереживания, отклика на боль другого, не будет эмоциональной близости и радостной реакции на успех товарища: похвалы, комплиментов, аплодисментов.
Многоликий и многомерный мир порождает миллионы мнений… И как же быть, если возник конфликт? Как прийти к пониманию, а не к конфронтации?! Мы учим, что главное говорить и договариваться. Учим гибкости, умению сдерживать себя, проявлять гуманность и толерантность: от внутреннего террора к мирному сосуществованию в коллективе.
Наш мозг подобен мышцам, которые обучаются и тренируются. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок мог ездить на велосипеде, вы учите его кататься. Если вы хотите, чтобы ребенок мог ждать, его надо учить терпению. Если вы хотите, чтобы ребенок мог общаться, необходимо социализировать его, и лучше всего в детском коллективе. Ведь отношения в детском коллективе - это упрощенная модель взрослого общества!
|