С.Н.Ламская,
педагог дополнительного образования
Образцового детского коллектива хореографического ансамбля "Мозаика"
Через игру к хореографии:
из опыта работы с малышами в ансамбле «Мозаика»
Потребность у родителей малышей в их более раннем хореографическом развитии появилась не сегодня. И возраст малышек, которых стремятся отдать нам любящие мамочки, всё уменьшается. Я встретила в коридоре Дворца возмущённую маму: «Никто не принимает моего ребёнка!». А на мой вопрос: «Сколько лет ребёнку?» прозвучал ответ: «Год семь месяцев»!
В Образцовый детский коллектив хореографический ансамбль «Мозаика» мы принимаем дошкольников на три года обучения с 4-х лет и считаем, что в этом возрасте ребенок уже готов по своему физическому и интеллектуальному развитию заниматься танцами. Ребёнок может не только слышать педагога, ритмично двигаться, участвовать в фантазийных этюдах, но и, играя, овладевать «азбукой» хореографии.
Игра в дошкольном возрасте – это основной вид деятельности, это то, что обучает, воспитывает, развивает. Развивает внимание, память, ловкость, реакцию, наблюдательность, сообразительность.
Не всегда одинаково охотно малыш делает упражнения. И слова «надо» и «полезно» он не воспринимает. А вот если ему становится интересно, то он будет стараться, «корячиться», падать, но учиться делать движение.
У детей жизненный опыт невелик, а во время игр они познают мир, знакомятся с окружающим миром. Этому во многом способствуют игры-путешествия, где мы летаем как птички, порхаем как мотыльки, бегаем как муравьи на четвереньках, ползаем как улитки с домиком, растягиваясь, переходим по воображаемому бревну через горную речку. И вы бы видели, как долго ребёнок может стоять на одной ноге, удерживая равновесие на этом бревне! Так рождаются этюды и даже танцы! И названия мы им придумываем сами и вместе с детьми: «Весёлое путешествие», «Бегущие облака», «Невозможно знать», «Маленькие клоуны», «Венок плету, хоровод веду», «Игривая полька», «Звёздный хоровод», «Галантный менуэт», «Я самая красивая» и другие.
Все дети любят игру «Угадай-ка» и с удовольствием отгадывают по характеру музыки какой «воображаемый герой» пришёл сегодня на занятие. Это дает возможность нам, педагогам, ставить уже изученные хореографические этюды с ролевой окраской, развивая мимику и актерские способности малышей.
Поскольку занятия в «Мозаике» проходят с концертмейстером, то дети имеют возможность раннего музыкального развития. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить её в танцевальных движениях и играх. Дети учатся слышать музыкальную фразу, ориентироваться в ритме и характере музыки. Четырёхлетние дети с удовольствием исполняют игру-танец с колокольчиками под музыку русского классика А.К.Лядова «Музыкальная шкатулка».
В игре мы с детьми познаем и серьёзную классическую музыку. В детской аранжировке звучит на занятиях музыка Ф.Шуберта, В.Моцарта, Л.Бетховена, а также русских композиторов М.И.Глинки, П.И.Чайковского, А.Н.Скрябина и др. Музыка и танец в своем гармоническом единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей.
Занятия проходят в атмосфере доброжелательности и психологического комфорта, мы мягко вводим ребенка в коллектив, обучая первоначальным навыкам коммуникации и толерантности. И снова через игру! Нам прекрасно подходят «Игралки на скамеечке». Эта игра помогает воспитывать уверенность в себе, помогает справляться со своими страхами.С маленькими детьми очень важно разговаривать на занятии, вызывая на диалог, на ответную реакцию, на общение. Только раскрепощённый ребёнок в комфортной для него обстановке способен проявить свои творческие возможности, выплеснуть избыточную энергию и средствами хореографии передать заданный воображаемый образ.
Работая много лет с малышами, я вижу, как игра делает детей смелее, внимательнее, инициативнее! Дети очень любят играть!
Ежегодно к нам в коллектив приходят 15 детей. Все они разные: и темпераментная Уля, и разумная Мария, внимательная Рита и задумчивая Илона, старательная Юля и смешливая Лера, трепетная Злата и деловая Соня…. И задача педагогов не нивелировать наше «разноцветье», а развивать и воспитывать малышек, оттачивая грани их способностей, стараясь увидеть в каждом индивидуальность. Все разные, все любимые, а вместе составляют разноцветную мозаику нашего ансамбля «Мозаика»!
|