Агафонова Екатерина Прокопьевна,
педагог дополнительного образования ЦКП «Детство. Равные возможности»
Компьютерная графика: увлечение и путь в профессию для детей с ОВЗ
Маломобильность - проблема, объединяющих многих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Чаще всего такие ребята большую часть времени проводят дома, где учатся, общаются, отдыхают. Учитывая это, детям с ОВЗ приходится выбирать увлечение, а затем и профессию, включающую возможность дистанционной формы работы.
Одной из наиболее реальных возможностей для реализации себя как будущего профессионала для ребенка с ОВЗ может стать компьютерная графика. Занятия познакомят детей с современными компьютерными программами, помогут обучиться основам цветоведения и композиции, раскрыть талант в востребованном обществом направлении. Получив опыт работы в программах растровой и векторной графики, впоследствии дети смогут легче осваивать и другие идентичные программы, т.к. большинство графических программ повторяют с незначительными отличиями функции и возможности друг друга. Все это, несомненно, откроет ребятам путь к такой творческой, актуальной профессии, как дизайнер, к тому же часто предполагающей удаленную работу.
Как педагог объединения «ИЗО и компьютерная графика» для детей с ОВЗ, я уверена, что компьютерная графика интересна и доступна самым разным детям. Сегодня в моем объединении занимаются ребята с ДЦП, аутизмом, эпилепсией, слабовидящие и слабослышащие, ребята с синдромом Дауна. Занятия проводятся индивидуально, что дает возможность подстраивать программу под каждого ребенка в зависимости от его психических, умственных и физических возможностей. Так, например, для детей с нарушениями зрения сокращено время занятия непосредственно за компьютером, и в зависимости от способностей ребенка добавлено время на развивающие игры, теория изучается на слух, включено ручное творчество. Программа предусматривает и возможность дистанционного обучения – для многих детей такая форма предпочтительнее и привычнее. Невозможно работать с детьми лишь в случаях глубокой умственной отсталости, при сильной спастике и в случаях, если ребенок трудноуправляем и агрессивен, так как работать приходится с техникой, боящейся сотрясений.
Компьютерная графика уникальна тем, что для ее успешного освоения ребенку не обязательно обладать большими умственными способностями. Запоминая последовательность действий, заучивая возможности создания изображений и композиций, дети учатся самостоятельно строить рисунки, создавать композиции по поставленным задачам. Они очень любят делать практические работы, которые можно подарить: открытки, раскраски, фотоколлажи.
Практически все дети любят рисовать, интерес к изучению компьютера для них также естественен, поэтому начинать освоение компьютерной графики ребята могут, начиная уже с 7-летнего возраста.
В течение первого года обучения ребята знакомятся с несколькими программами - такими, как Paint , Word . Большую же часть года они работают в программе Corel Draw , которую отличают гибкие возможности по изменению, доработке рисунка и удобные инструменты по созданию сложных, кривых форм. К концу года дети пробуют оживлять рисунок в программе Corel R A V E . 3. Они рисуют, как едут машины, летят птицы, порхают бабочки, узнают, как показать движение навстречу и от зрителя.<
Второй год обучения посвящен, в основном, построению композиций из готовых частей рисунков, созданию коллажей в программе Photosop, а также качественному изменению изображений - стилизации, правке цвета, яркости, раскрашиванию черно-белых фотографий. Работе с интернетом, текстовыми редакторами, оформлению презентаций уделяется несколько учебных занятий.
Третий год обучения закрепляет знания и умения работы в программах растровой и векторной обработки. Дети уже решают более сложные задачи: создают работы с помощью нескольких программ. Повторяют анимацию, в том числе обьемную 3 D , пробуют озвучивать и монтировать.
В течение курса обучения ребята также знакомятся с декоративно-прикладным искусством, основами композиции, расширяют кругозор знаниями о творчестве ведущих мировых художников.
Если у ребенка достаточно сохранен интеллект, в дальнейшем он сможет использовать свои знания и умения по компьютерной графике в профессиональных задачах: в создании рекламы, компьютерных игр, создании макетов, схем, обработке изображении в фотосалонах, в создании мультфильмов, в рисовании иллюстраций. Освоение компьютерной графики – первый шаг к освоению Web-дизайна.
Среди моих выпускников есть ребята, которые продолжили обучение изобразительному творчеству, и компьютерная графика стала дополнением, необходимым им в профессии дизайнера при обучении в колледже, куда они поступили после окончания школы.
В случае, если ребенок не планирует в дальнейшем получать профессию, компьютерная графика откроет возможности для творческого самовыражения. Приобретенные навыки помогут рисовать поздравительные открытки для родных и друзей, грамотно редактировать фотографии (раскрасить черно-белое фото, поправить цветность, сделать контрастней), устраивать свой досуг и общение онлайн.
Умение безбоязненно обращаться с компьютером, работать с текстами, изображениями и интернетом обязательно пригодится ребенку в дальнейшем. Современные условия таковы, что компьютерная грамотность становится сверхнеобходима.
|