Ольга Сергеевна Щекина,
руководитель художественной школы "Мечта"
О синтезе художественного и логического
Именно так с точки зрения результатов современного образования можно сказать об обучении в художественной школе «Мечта». Основными свойствами категории «художественное» можно считать эмоциональность, эстетичность, образность, оригинальность, креативность, субъективность. Основные свойства «логического» – рациональность, объективность, безотносительность, воспроизводимость, доказательность.
Традиционно считается, что художественные способности в полной мере раскрываются универсальным языком изобразительного искусства. А логическое определяется мыслительными операциями на предметах естественнонаучного цикла. Однако практика показывает, что именно синтез художественного и логического позволяет успешнее развивать интеллектуально-познавательные и творческие способности детей, продвинуться в объяснении и постижении картины мира.
У маленьких детей рано складывается своя «картина мира», и при своем несовершенстве она имеет важное преимущество – целостность. С приходом в школу эта целостность разрушается из-за границ между предметами. В результате знания, приобретенные детьми, мало связаны между собой.
В последнее время обучение в художественной школе все больше строится на принципе целостности в восприятии образа мира. Это и отбор такого содержания образования, которое помогает ребенку «видеть» мир единым и целостным, использование активных методов обучения и нетрадиционных форм организации занятий. Речь идет не только о межпредметных связях с различными видами искусств – литературой, музыкой, театром, кино, но и с науками - геометрией, геологией, историей, технологией и др. Этому во многом способствует то, что учащиеся художественной школы занимаются во Дворце, где существуют детские образовательные объединения самых разных профилей и направлений! Такая внутридворцовая интеграция способствует формированию целостного представления о мире и видению себя в этом мире.
Большой интерес педагогов и детей вызвал фестиваль-конкурс бинарных учебных занятий. Педагоги художественной школы вышли на сотрудничество с геологическими объединениями, с музыкальными коллективами и юными авиамоделистами Дворца.
Занятие юных художников и геологов прошло по теме «Каменная палитра». Дети познакомились с историей происхождения первых натуральных красок, попробовали самостоятельно изготовить их из предложенных минералов, а затем изобразили геологические образцы и их структуру. Геология всегда вызывает у детей повышенный интерес, и следующее занятие с геологами было посвящено завораживающему миру камня. Ребята познакомились с минералами, особенностями их строения и образования, удивительными формами, окрасками и текстурами камня. Еще раз вспомнили про пермский период, про Пермский край, про особенности горного Урала. Творческая работа особенно увлекла ребят - они выполнили акварельные этюды камней с натуры и коллективный арт-объект из образцов минералов и горных пород.
Сегодня педагоги художественной школы с увлечением обсуждают новые направления межпредметной интеграции: в планах занятие «Времена года» к юбилею П.И.Чайковского, живописно-музыкальный вернисаж «Весенняя капель», мастер-класс «Я - художник, я - музыкант» в сотворчестве с учащимися оркестра народных инструментов Дворца. Это значит, что оригинальные, содержательные и мотивирующие бинарные занятия – впереди!
На протяжении последних лет все большее значение в обучении приобретает проектная деятельность – как на занятиях, так и на пленэрах, праздниках, в летнем лагере досуга и отдыха. Практика показывает, что, участвуя в творческих проектах, дети развивают способность находить нестандартные решения, грамотно ставить и рационально решать учебную задачу, до конца реализовывать свой замысел. Это замечательная возможность не только для развития навыков самоорганизации и творческой самореализации детей, но выстраивания эффективной коммуникации. А это, во многом, развитие логических и рациональных мыслительных операций.
Совершенно новыми и интересными стали проекты:
- «Новый год в Перми» - подготовка и оформление выставки работ учащихся в г.Циндао (Китай);
- «Твой путь к профессии» - знакомство с основами современных профессий;
- «Новогодняя елка» - творческое сотрудничество в рамках международного проекта с городами-побратимами Перми по празднованию новогодних праздников: Агриженто (Италия), Луисвилль (США), Дуйсбург (Германия), Амневиль-ле-Терм (Франция), Оксфорд (Великобритания);
- «Весна Победы» - создание тематических иллюстраций для видеоряда из детских творческих работ на патриотическую тему в рамках подготовки видеоконцерта.
Участие в проектной деятельности помогает детям увидеть связь искусства с жизнью человека, роль и значение искусства для жизни общества и человечества в целом. Ценно, что не только привлекается, но и расширяется жизненный опыт детей, формируются аналитические способности, развивается логическое и критическое мышление, самоконтроль.
Обучение в художественной школе обязательно включает экскурсии на выставки и творческие встречи с художниками. Вот наши последние внеклассные мероприятия:
- экскурсия на выставку пермских художников «Осень-пленэр»;
- экскурсия в «Арт-резиденцию» на выставку молодых художников;
- экскурсия на выставку Юрия Лапшина «Художник и театр».
Но не только знакомство с творчеством художников является важным элементом художественного развития наших учащихся, но и участие в выставках самого разного уровня:
- в выставке иллюстрации «Мой любимый герой» в детской библиотеке им. Л. Кузьмина (в том числе и в режиме онлайн);
- в выставке «Наш Пермский край» в рамках фестиваля искусств для детей и юношества им. Д.Б.Кабалевского;
- в международном конкурсе «На своей земле» («Арт-город»).
Содержание дополнительной общеобразовательной программы художественной школы строится с учетом пермского регионального компонента. Наш край создает большие возможности для погружения в пермский контекст. Педагоги и дети любят творческие поездки в этнографический музей в Хохловке, на Белую гору, в г.Чердынь, Соликамск. Эти поездки стимулируют познавательный интерес, дети знакомятся с богатым историческим прошлым малых городов, рисуют старинные улочки, дома, церкви, приобщаясь к истории своего края и страны. Особенно привлекает детей архитектура старинных зданий, они узнают, как устроены старые города, знакомятся с природным ландшафтом, а после поездок рисуют и защищают свои идеи. Это развивает проектные умения и исследовательские навыки, дает уверенность в себе, повышает самооценку.
Любая поездка - это эмоции, впечатления, эстетические переживания. Это много новых знаний об основах урбанистики, экологии, дизайне, архитектуре… Все впечатления и знания находят свое воплощение в творческих работах учащихся, в их свободе самовыражения.
Образовательная деятельность в художественной школе строится так, чтобы преодолеть фрагментарность и мозаичность знаний для формирования системно-целостного взгляда учащихся на мир на основе синтеза художественных и научных знаний.
|