Обувь как важное выразительное средство в русском народном танце
для детей дошкольного возраста
Силина Алеся Олеговна,
руководитель Образцового детского коллектива
ансамбля танца «Карусель»
С момента основания с 2002 году ансамбля «Карусель» я обучаю искусству танца дошкольников. Сегодня в нашем коллективе несколько групп детей в возрасте от 4 до 7 лет. Наравне со старшими они принимают участие в концертах и конкурсах.
Работа с малышами требует от педагога серьезной подготовки, постоянного, вдумчивого анализа своей работы, большой эмоциональной включенности. Конечно, процесс обучения опирается на игровые технологии, а в основе всех концертных номеров – понятные дошкольникам образы, которые им интересно обыгрывать в танце.
В первые годы своей профессиональной деятельности я предлагала дошколятам репертуар на основе только детского танца. Однако в дальнейшем, учитывая, что основная направленность ансамбля - народно-сценический танец, мне захотелось создать хореографический номер на этом материале. Я взяла русскую музыку, надела на детей русский сарафан, поставила с ними номер, который ребята представили и на сцене. Однако, глядя на выступление своих малышей со стороны, мне пришлось неприятно удивиться: «А где же цельный образ?!» Мягкие балетки на ногах детей смазывали все впечатление от их танца.
«Если это русский образ, то он будет с головы до ног» - окончательно убедившись в этом, я стала вводить основы русского танца в программу занятий с дошкольниками, сразу надевая соответствующую танцевальную обувь – народные туфли и сапоги. Конечно, первоначально были сомнения: смогут ли дети освоить технику танца в туфлях? Сегодня, когда мой опыт обучения дошкольников танцу в народной обуви составляет уже 12 лет, я твердо уверена: могут! Более того, народная обувь дает дошкольникам новые возможности для хореографического развития.
Знакомство детей с основами русского народного танца начинается в ансамбле «Карусель» с 5 лет - на втором-третьем году обучения в подготовительной группе коллектива (с учетом уровня подготовки, работоспособности детей в группе). В программу входит небольшой набор элементов, однако его освоение к 7 годам (первому году обучения по основной программе ансамбля) позволяет детям уверенно, чётко и в достаточно быстром темпе исполнять комбинации, этюды и концертные номера на основе русского танца.
С дошкольниками мы изучаем следующие элементы: шаг с носка, шаг с подставкой на полупалец, шаг с ударом, шаг на каблук, шаг на полупальцах, шаг с выносом на каблук, бег с захлёстом, бег с подъемом колена вперед, ковырялочка, гармошка, простой и тройной удары, дробное выстукивание «Ключ». На основе этих элементов в ансамбле «Карусель» появились номера «Матрёшечки», «Куклы-неваляшки», «Смоленский гусачок», которые радуют наших зрителей и побеждают на хореографических конкурсах. Дети исполняют эти номера с большим удовольствием.
Первую встречу детей с русским танцем предваряет беседа с родителями. Я стараюсь подробно объяснить, как правильно подобрать специализированную обувь для занятий: туфли или сапожки должны быть строго по размеру, чтобы нога в них не «гуляла».
Конечно, к народной обуви детям необходимо привыкнуть. Первые два занятия мы работаем над простым шагом с носка и «одинарным ударом». Детям нравится звонкий стук каблуков, и они с удовольствием ждут следующего урока. Затем я ввожу по одному новому движению каждые две недели. Если вижу, что дети усвоили элемент хорошо, то новый материал ввожу чуть раньше. В итоге к концу учебного года разучиваю с детьми танцевальную связку из трех-четырех элементов русского танца.
Русский танец мы изучаем в конце занятия, так как он всегда вызывает у детей всплеск эмоций. Когда я говорю ребятам: «А теперь переобуваем народную обувь», они приходят в восторг. Свои эмоции они выражают фразами: «Класс!», «Здорово!», «Наконец-то!», «Ура!». На вопрос, нравится ли детям заниматься в народной обуви, они отвечают: «Да!», «Очень!», «В ней можно топать, и очень звонко!», «Там есть каблук!». Танцуя в народной обуви, дети как будто становятся взрослее - у них расправляется спина, они вытягиваются, стараясь быть выше, становится увереннее, крепче их танцевальный шаг.
На первом этапе изучения русского народного танца важно соблюдать ряд правил. Во-первых, руководствоваться принципом «от простого к сложному». Во-вторых, сразу обращать внимание детей на правильность исполнения элементов. Особое внимание я уделяю ударам, которые должны исполняться всей стопой (в дальнейшем это очень пригодится для изучения дробного выстукивания «ключ»). Подробно объясняю правила исполнения движений: как правильно ставится нога, на какой счёт, откуда и куда она начинает двигаться. Работа под счет в дальнейшем помогает детям быть музыкальными, ритмичными в танце. В-третьих, все упражнения мы проучиваем в очень медленном темпе, обращая внимание на правильность распределения равновесия (во избежание вреда стопам), вырабатываем ощущение «носка», «каблука», «крепкого удара», «подтянутого корпуса».
Так, последовательно изучая простые элементы русского танца, к семи годам дети готовы к освоению более сложных движений. В нашем ансамбле с первоклашками мы уже работаем над вращениями, «присядками», «хлопушками», заметно увеличиваем тем, добавляем работу рук (что достаточно сложно для координации). В народной обуви ребята уже уверенно двигаются по сценической площадке, побеждают на конкурсах.
Зачем народная обувь дошкольникам? Для меня ответ очевиден: это органичная, неотъемлемая часть народно-сценического танца, и современные дошкольники готовы к ее освоению!
|