Учимся музыке вместе
Муханова Е.М.
педагог дополнительного образования
Начало обучения игре на музыкальном инструменте является серьезным шагом не только для ребенка, но и для его родителей. Важно с первых шагов учиться музыке вместе.
В начале учебного года важна встреча с педагогом, которая поможет ближе познакомиться с семьей ученика, узнать традиции семьи, планы родителей на серьёзность обучения ребёнка музыке, а также обсудить специфику программы совместной работы.
На начальном этапе важно увлечь ребёнка музыкальными занятиями, формировать у него привычку трудиться,. Не только от преподавателей, но не в меньшей мере и от самих родителей зависит насколько успешно ребенок будет обучаться музыке.
Следует обратить внимание на те важные моменты в организации домашних занятий, зная, и, выполняя которые, каждый родитель сможет серьезно помочь своему ребенку в изучении искусства музыки.
1. Домашние занятия должны быть подчинены определенному режиму, т.е. важнейшее значение для учащегося имеет расписание. Целесообразнее всего посвятить занятиям музыкой время перед приготовлением уроков общеобразовательной школы, чем после них, т.к. переключение внимания благоприятно отразится на обоих занятиях. Придя из школы, пообедав, отдохнув, приступить к занятиям на музыкальном инструменте.
Распространенный порядок, при котором игра на инструменте откладывается на конец дня, дает плохие результаты. Учащийся либо совсем не успевает заняться музыкой, потому что затягивает приготовление школьных уроков, либо садится за инструмент утомленный, сонный, и тогда занятия музыкой, кроме вреда, ничего не приносят. Разумеется, должны соблюдаться условия для успешных занятий, выключен телевизор, не должно быть шумных разговоров вокруг и т.д.
2. Длительность занятий. Продолжительность домашних занятий зависит от индивидуальности учащегося, а также от его возраста. Учитывая большую утомляемость детей младшего школьного возраста, 20 – 30 минут в день достаточно. Для более старших учащихся продолжительность занятий считается нормальной 1 – 1,5 часа в день с перерывами на отдых.
Понятно, что на начальном этапе обучения родителям необходимо выполнять домашнее задание вместе с ребенком, внимательно читая задание в дневнике попытаться вместе с ребенком вспомнить основные моменты предыдущего урока. Родителям обязательно нужно следить за записями в дневнике. Приучите ребенка к тому, что дневник регулярно просматривается.
3. Главное в организации домашних занятий – они должны быть систематическими, ежедневными. Только регулярность приносит пользу. Если учащийся занимается только перед уроком, такая работа, всегда малоэффективна, потому что многое из того, что достигнуто совместными усилиями ученика и преподавателя на уроке теряется, сводится на нет.
Чтобы выработать привычку к ежедневным занятиям требуется проявить волю и усилие как ребенку, так и родителям. Всегда знайте, даже если заниматься 20 минут ежедневно – будет сделан хоть маленький, но шаг вперед!
4. Важно организовать рабочее место юного музыканта. Стул должен быть удобным, устойчивым, квадратным (не круглым), подходящим по высоте. При необходимости использовать подставку под ноги, подставку (пюпитр) для нот.
5. Младшие школьники редко бывают способны к длительной сосредоточенной работе, их внимание еще неустойчиво, они не могут быть долго сконцентрированы на чем – то одном. Преподаватель знает об этом и учитывает их возрастные и индивидуальные особенности.
При домашних занятиях так же важно не заставлять ребенка подолгу заниматься чем - то одним в течение долгого времени. Лучше заниматься 15- 20 минут серьезно и внимательно, а затем сделать небольшой перерыв (поиграть, побегать по комнате), и снова вернуться к занятиям.
Оживляет работу учащегося проявление интереса со стороны взрослых. Дети любят, когда кто-нибудь из старших сидит рядом и поощряет их, но при этом не мешает их активности и самостоятельности.
6. На начальном этапе обучения особое внимание следует уделять рукам, постановке игрового аппарата, посадке за инструментом.
Нужно постоянно заставлять ребенка следить за руками, как этого требует педагог. Сначала этот процесс будет требовать усилий со стороны ребенка, позднее он перерастет в обычный, естественный. И если ранее было не все верно сделано, все упущения в постановке аппарата будут сказываться на исполнении. Ребенок будет чувствовать неудобства, возникнут сложности в техническом отношении.
7. Инструмент. Покупая инструмент, помните – вы приобретаете, в первую очередь, музыкальный инструмент, а не просто какую – то вещь или мебель. Обязательно посоветуйтесь с педагогом, чтобы не купить некачественный инструмент. Приучайте ребенка бережно относиться к своему инструменту, ухаживать за ним. Определите в комнате безопасное место для хранения инструмента.
8. Что необходимо для большей продуктивности занятий.
Первое: можно чередовать выполнение заданий. Например, начинать не с гамм и упражнений, а с пьес, либо разбора нотного материала. Или, например, по каким – то причинам сегодня у ребенка не так много времени для занятий, лучше отработать небольшой отрезок произведения, но качественно. Бесполезными будут обычные проигрывания произведения целиком от начала до конца, если это не этап подготовки к выступлению. Кстати, говоря о подготовке к выступлению, будь то академический концерт, экзамен или просто публичное мероприятие, полезно дома устраивать ребенку мини – концерт. Усаживайте в комнате всю семью, можете пригласить друзей, знакомых, и пускай ребенок играет вам программу.
Второе: пожалуй, это самое важное! Ребенок должен постоянно ощущать неподдельную заинтересованность в своих успехах с вашей стороны. Просите ребенка время от времени поиграть вам и постарайтесь обязательно внимательно прослушать все, что он вам захочет исполнить. Не забудьте похвалить его, поощрить, если вы смогли услышать в исполнении вашего ребенка желание понравиться вам, порадовать своими успехами.
Итак, продуктивность домашней работы зависит, с одной стороны, от отношения к ней ученика, его заинтересованности, активности, сознательности, самоконтроля; с другой – от правильной его организации: регулярности, планомерности, правильного чередования работы и отдыха и благоприятных условий для занятий.
|