Инновационная деятельность в образцовом детском коллективе эстрадной студии «Антарес»
Муравьева Елена Игоревна,
педагог дополнительного образования,
руководитель образцового детского коллектива
эстрадной студии «Антарес»
В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения, включая и учреждения дополнительного образования. Использование в процессе обучения инновационных технологий способствует профессиональному росту педагога, достижению устойчивых результатов его воспитанниками, создает условия для конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Образцовый детский коллектив эстрадная студия «Антарес» образован во Дворце в 1978 году. Каждый год мы, педагоги, вносим что-то новое и в содержание процесса обучения, и в технологии работы с современными детьми, и в структуру дополнительной программы. Инновация – это не всегда что-то глобально новое, в большей части, это внесение, включение изменений, способствующих достижению нового качества или устойчивого результата. Главное, это понимание педагогом сути процесса вносимых изменений и их необходимости в достижении эффективности процесса обучения.
Являясь художественным руководителем эстрадной студии «Антарес», могу сказать, что педагоги коллектива стараются менять профессиональные функции - от накопителя, распространителя информации к организатору информационно-образовательной среды, стараются управлять познавательной активностью и фиксировать результаты через механизм педагогического взаимодействия, влиять на позицию и жизненное самоопределение воспитанников.
На данном этапе детский коллектив работает по комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, которая имеет статус авторизованной. Программа рассчитана на 11 лет обучения, ежегодно по ней занимается больше ста девчонок и мальчишек от 5-ти до 18-ти лет.
В основе программы - синтез трех дисциплин – вокала, хореографии, актерского мастерства. Включаясь в творческий процесс, дети вступают в сложнейшую сферу исполнительского искусства, становятся полноправными участниками и создателями шоу-программ. Это становится возможным благодаря межпредметной интеграции, где созревают благоприятные предпосылки для развития детского творчества. Синтез предметов, чередование вокальной и хореографической деятельности (переключение с одного вида деятельности на другой) помогает развитию творческого мышления, совместной познавательной и практической деятельности для выхода на конечный результат.
Комплексный и углублённый характер программы направлен на достижение высоких и устойчивых результатов обучения (призовые места воспитанников студии в конкурсах и фестивалях различных уровней, активная концертная деятельность, наличие звания «Образцовый детский коллектив», наличие выпускников, продолживших обучение по профилю программы).
Новизна содержания программы заключается, прежде всего, в индивидуализации и дифференциации работы по развитию творческой одаренности, по созданию условий для предпрофессиональной подготовки учащихся. Обширная концертная деятельность коллектива является, по сути, одной из форм аттестации, способом системного выявления результативности творческой деятельности детей. Наличие в программе блока мониторинга образовательных результатов способствует системному анализу динамики обучения, развития и воспитания детей в условиях детской творческой студии, где студия как форма детского объединения создает условия для формирования единых ценностей совместной творческой деятельности, развития позитивных межличностных отношений.
В своей педагогической практике особое внимание уделяю личностно-ориентированному подходу, дифференциации образовательного процесса, выявлению индивидуальности, уровня одаренности. Каждый ребенок самобытен и неповторим, поэтому содержание, методы и приемы обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Большое значение в моей работе имеют здоровье-сберегающие технологии.
Предмет «хореография», который в рамках общей программы веду я, способствует пониманию детьми образного «языка музыки», учит их легко и непринуждённо двигаться, осознавать красоту танца. В процессе обучения гармонично развивается фигура ребёнка, устраняются физические недостатки (сутулость, некрасивая походка), исправляется осанка, формируется внутренняя культура ребёнка.
Ежегодный анализ полноты реализации программы, результаты анкетирования детей и родителей позволили мне сделать вывод о том, что учащимся необходимо осваивать не только основные предметы танцевального искусства (классический танец, джазовый танец, основы акробатики), но и постоянно отслеживать и осваивать современные модные танцевальные течения (хип-хоп, брейк, R&B, т.д.). Поэтому в программу внесен блок «Современные танцевальные тенденции». Таким образом, сделан акцент на социальную адаптацию воспитанников в молодежной среде.
Эстрадная студия «Антарес» является постоянным участником городских, краевых и Всероссийских мероприятий, сотрудничает с множеством организаций различного уровня. Широта связей с общественностью, разнообразие социальных практик ставит перед коллективом задачи расширения и обновления репертуара, привлечения дизайнеров и мастеров по шитью костюмов. Костюм, как составляющая часть образа, наряду с аранжировкой и уровнем исполнения очень важен, имеет большое влияние на восприятие зрителей и на оценку членами жюри. Костюм и сценический имидж – это визитная карточка артиста, он должен быть оправдан характером и жанром номера. Профессионализм должен быть во всем: в фактуре ткани, силуэте, стильности прически, аксессуаров, макияжа и, безусловно, сценической обуви, которая должна использоваться только на сцене. Удачный костюм и соответствующий реквизит подчеркивают преимущества, скрывают недостатки, расставляют нужные акценты. Большую роль в костюме играет цвет и цветопередача. Исполнители, костюмы и соответствующий реквизит являются полноправными участниками любого вокально-танцевального номера эстрадной студии «Антарес». За последние четыре года в соответствии с репертуарным планом создано более 30 коллекций костюмов, которые дети используют в концертной практике и при участии в конкурсах и фестивалях.
Много лет эстрадная студия «Антарес» сотрудничает с профессиональным композитором и аранжировщиком И.Муравьевым. Современные, качественные аранжировки помогают творческому развитию коллектива, выводят его на более высокий концертный уровень, яркие, сложные вокальные номера отмечаются членами жюри на многих конкурсах.
В последнее время наш коллектив плотно сотрудничает с композитором Игорем Муравьевым и поэтессой Ириной Подлузской. Ребята исполняют авторские песни и выступают с ними на одной сцене, что является новым интересным опытом концертной деятельности для детей. Также эстрадная студия «Антарес» сотрудничает с творческими коллективами Дворца – это хореографические ансамбли: «Миллениум», «Мозаика», «Ассорти-шоу», «Танц-класс», «Школа танца Ю. Трестер». В сотрудничестве с ними родилось несколько совместных номеров, которые с успехом были показаны на различных концертных площадках города. Солисты студии принимают участие в концертах детской филармонии Дворца.
Последние пять лет в эстрадной студии «Антарес» нами, педагогами, используется новая форма концертной практики – постановка номеров с участием детей разного возраста и выпускников. Это сложный постановочный процесс, в результате которого появляются большие зрелищные номера, дети учатся взаимопониманию в разновозрастных группах, больше общаются, формируются дисциплина и ответственность за общее дело.
Интересным опытом стало сотрудничество эстрадной студии «Антарес» с учащейся целевой комплексной программы «Детство. Равные возможности» Полиной Мартыновой,не покидающей инвалидную коляску. Мной был поставлен совместный номер на песню «Новый день», с которым ребята выступили на вручении Премии Главы города «Преодоление». Такая совместная работа была интересна и полезна как с профессиональной, так и с воспитательной точки зрения: ребята давно знали Полину, общались с ней, были на ее сольном концерте, а теперь репетировали на общей площадке, решали общие творческие задачи. Вместе с Полиной на этом же мероприятии учащиеся студии выступили еще с одним номером в составе группы ведущих певцов-исполнителей и коллективов города с песней «Жить», постановку которого осуществляла Ю. Трестер.
Творческая деятельность в коллективе неразрывна с процессом обучения. Развитию коммуникативных технологий способствовало бинарное учебное занятие юных артистов «Антареса» и юных художников из художественной школы «Мечта». Ребятам в совместном поиске удалось выйти на создание интересного продукта - раскраска зонтиков как атрибута концертного номера «Музыка рисует дождь». Впоследствии этот концертный номер был показан на отчётном концерте эстрадной студии «Антарес».
Новым опытом для меня стало проведение мастер-класса для педагогов-стажеров УДО Пермского края в рамках работы стажировочной площадки ГБУ ДПО ИРО. Мастер класс мы проводили в тандеме с педагогом по вокалу эстрадной студии «Антарес» Е.Н.Катаевой. Тема, которую мы выбрали - «Межпредметная интеграция в процессе подготовки концертного номера»- является основой нашей деятельности. Непросто за 30 минут раскрыть всю суть, совмещение вокальной, танцевальной и актерской работы. Благодаря форме мастер-класса мы смогли рассказать о коллективе, методах работы и показать практическую часть занятия. Слушатели были очень заинтересованы, задавали вопросы педагогам и детям.
Концертные и конкурсные номера эстрадной студии «Антарес» неоднократно отмечались жюри краевых, российских и международных конкурсов, пользуются спросом у зрителей г. Перми и Пермского края. А самое главное, что у детей формируется устойчивая мотивация к занятиям в эстрадной студии, есть желание серьезно заниматься и совершенствоваться в выбранном виде искусства, им интересно изучать разные музыкальные направления.
Педагоги студии находятся в постоянном творческом поиске новых форм в работе, нового содержания, желая сделать концертные номера более интересными, яркими, зрелищными. Совершенно уникальным для учащихся становится опыт выступления на одной сцене вместе со своими педагогами. Такое совместное творчество добавляет степень уверенности для юных артистов, устанавливает доверительные отношения между детьми и педагогами. К педагогам тоже возрастают требования, нужно быть всегда в профессиональной форме.
Используется новая форма концертной практики – постановка номеров с участием детей разного возраста и выпускников. Это сложный постановочный процесс, в результате которого появляются большие зрелищные номера, дети учатся взаимопониманию в разновозрастных группах, формируются дисциплина и ответственность за общее дело. Многие выпускники эстрадной студии, поступив в высшие учебные заведения, продолжают свою творческую деятельность, выступая на различных мероприятиях, студенческих веснах, активно участвуют в студенческой жизни. Умения, знания, и опыт концертной деятельности, приобретенный в эстрадной студии, помогает им уверенно идти по жизни, быть в гуще событий, выходить на новый творческий уровень.
Как хореограф и руководитель эстрадного коллектива могу отметить повышение интереса к эстрадному творчеству у детей, чему способствует оптимальный баланс между воспитательной деятельностью, освоением современного эстрадного искусства, сотворчеством с другими коллективами, привлечением профессиональных композиторов, аранжировщиков, поэтов.
Участие детского коллектива в многочисленных социокультурных практиках на уровне города, края, концертная деятельность на различных концертных площадках способствуют достижению стабильно высоких результатов на конкурсах и фестивалях. Совместные выступления детей и профессиональных музыкантов, творческая работа с ними способствуют развитию социального сотрудничества, что приводит к расширению репертуара эстрадной студии «Антарес».
Постоянное движение вперед, активная концертная деятельность, стабильно успешные выступления на конкурсах и фестивалях, устойчивость контингента, востребованность позволяет коллективу быть конкурентноспособным и интересным для детей и родителей.
Использование инновационных подходов в образовательном процессе, постоянное движение вперед, позволяет коллективу быть конкурентноспособным и интересным для детей и родителей.
В планах студии – творческие проекты и «стартапы», расширение социальных связей, обновление репертуара, новые интересные постановки.
|