Из опыта работы в дистанционном формате
Рудашевская Е.В.,
педагог дополнительного образования,
МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» г.Перми
Весной 2020 года российская система образования, как впрочем, и вся наша страна в целом, и каждый человек в отдельности, испытали самый настоящий шок. Размеренный привычный уклад жизни в одно мгновение не просто оказался нарушенным, а создалось ощущение полного хаоса, неразберихи и неизвестности. Сложилась ситуация, с которой большинство из нас на протяжении своей жизни не сталкивались, в психологии образно называемая «Чёрным лебедем». Дополнительное образование, как и школы, перешло в режим дистанта, но не какую-то неделю, а долгие месяцы. И если школьные учителя хоть как-то были к этому готовы, то педагоги дополнительного образования вынуждены были искать, изобретать, придумывать… Математика или русский язык онлайн – это можно себе представить, но как дистанционно преподавать танцы или, например, спортивное собаководство?
Первое, что мне пришлось сделать - провести ревизию учебного плана. На первое место вышла теоретическая подготовка. Как раз во время дистанта пришло время досконально изучить правила соревнований и зоотехнических мероприятий, историю собаководства, теорию дрессировки, компьютерные программы для построения трасс, сервис zooportal.pro.
Отмечу ряд специфических особенностей дистанционных занятий:
- Продолжительность занятия - 30 минут вместо 45 привычных. И дело даже не в том, что продолжительность бесплатных конференций в «Дискорде» - 40 минут, и не в требованиях санпина, а в том, что сохранить, удержать внимание каждого ребенка, проследить за каждым онлайн гораздо сложнее, а иногда и невозможно. А отсюда вывод: каждое занятие должно быть максимально тщательно продумано, проработано, сконцентрировано.
- Необходимо максимально использовать на занятии медиа и различные интерактивы. Презентация, демонстрация экрана – обязательна.
В ходе учебного занятия педагогу необходимо получать обратную связь, информирующую о степени усвоения материала. А поскольку проведение онлайн опроса голосом связано с рядом проблем (включение - отключение микрофонов, фоновые помехи, потери драгоценного времени), использование внешних программ для тестирования тоже ведет к потере темпа, то идеальный вариант экспресс-опроса – это использование так называемых эмодзи-реакций. Все очень просто: на слайде презентации нужно написать вопрос и 3-4 варианта ответов к нему, напротив каждого варианта вставить картинку-эмодзи из набора реакций соответствующей программы. Например, в дискорде это сердечко, ладошка, большой палец и смайлик. Немного затрудняет подготовку к занятию, зато во время урока вы демонстрируете слайд с вопросом, дети нажимают соответствующую реакцию, а на мониторе видно, какая часть группы усвоила материал, опрос очень динамичный, в занятной форме и не дает ученикам отвлечься. Если в процессе занятия предполагается более глубокая диагностика знаний учащихся, то приходится прибегать к какому-нибудь дополнительному средству тестирования, например, Kahoot или Quizzy.
Полноценных практических занятий в нашей дисциплине (спортивное собаководство), к сожалению, провести не получается, нет полноценной площадки. На период дистанта я акцентировала внимания на тех упражнениях, которые можно воспроизвести в домашних условиях и которые позволяют совершенствовать технику дрессировки (кликер тренинга). Это различные упражнения с фишками для аджилити (на активность высыла, на дифференциацию), элементы послушания и трюковая дрессировка. Схема работы: показывала последовательность действий сама и разбирала основные ошибки, которые могут возникнуть, затем учащиеся воспроизводили увиденное. И опять: видеозапись урока обязательна! Такая форма подходит для группы из 3-4 человек, если учащихся больше, то занятие уже неэффективно, нет возможности без потери времени увидеть выполнение упражнения каждым учащимся и внести корректировки.
Расписание занятий на период дистанта как правило, немного меняется в школах, а соответственно, под него вынуждено подстраиваться и дополнительное образование. Поэтому материалы учебного занятия (презентацию, ссылки, видеозапись) необходимо выложить в общий доступ (например, на яндекс-диск) для учащихся, не сумевших подключиться к конференции вовремя.
Не стоит забывать на время дистанта о внеурочной работе. Для занятий секции «Спорт с собакой» я использовала крайне интересную подборку видеоматериалов «Собаки в Великой Отечественной войне», подготовленную Российской кинологической федерацией к юбилею Победы. Наверняка интересные подборки имеются у руководителя каждого коллектива. Также можно проводить увлекательные викторины, игры на различных платформах.
А вот что касается проведения родительских собраний онлайн, то такая форма настолько нам понравилась, что она закрепилась и после окончания дистанта, позволяя сэкономить много времени пап и мам на дорогу до дворца и обратно, а видеозапись собрания позволяет получить всю информацию тем родителям, которые на собрании побывать не смогли.
Ну и в заключение хочется всем пожелать, чтобы моя статья оказалось невостребованной, ведь никакие дистанционные технологии не заменят непосредственного, живого общения педагога и ученика!
|