Профессиональные пробы, социальные практики в рамках реализации дополнительных программ
Автор составитель:
Трофимова Наталья Леонидовна,
педагог дополнительного образования
Поиск будущей профессии является трудной задачей, рано или поздно встающей перед каждым подростком. Готовность сделать осознанный и самостоятельный выбор, реализовать его, невозможная вне осмысления себя как личности, своих достоинств и недостатков, интересов, ценностей, - основа, без которой невозможно профессиональное самоопределение.
В ходе реализации комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ансамбля танца «Спортивные ритмы России», воспитанницы нашего коллектива имеют возможность попробовать себя в роли судьи на соревнованиях. В процессе обучения на каждом образовательном уровне (1 уровень - начальной подготовки, 2 уровень - учебно-тренировочный, 3 уровень - спортивного мастерства) предусматривается проведение начальной (входной) диагностики, промежуточной и итоговой диагностики. Формы подведения итогов реализации программы включают сдачу спортивных нормативов по художественной гимнастике (ОФП, СФП). Обучающиеся на 3 образовательном уровне (спортивного мастерства) согласно учебно-тематическому плану должны пройти судейскую практику (8 часов в год - 4 соревнования). До судейской практики допускаются девочки 7 - 10 года обучения по образовательной программе – возрастом от 15-18 лет.
Воспитанницы наравне с педагогами коллектива участвуют в соревнованиях по общей и специальной физической подготовке, являются равноправными судьями соревновании. Оценивают элементы художественной гимнастики и заносят баллы в личные карточки участниц соревнований.
Судейство в гимнастике — сложный процесс, требующий от каждого судьи хороших знаний, умений и достаточного практического опыта. Даже для того, чтобы судить на соревнованиях небольшого масштаба, в которых участвуют гимнасты младшего возраста, необходимы определенные навыки. Судья должен знать требования к внешнему виду, как участников соревнований, так и самих судей, требования к предметам (скакалка, лента, обруч, булава, лента), требования к правильной технике выполнения, требования техники безопасности.
Для успешной оценочной работы (судейства) проводится предварительная подготовка к конкретному соревнованию. С этой целью для судейских бригад устраивается специальный семинар или инструктаж, где проводится подробный разбор оценки каждого элемента. Судья обязан хорошо знать, что он должен оценивать, т. е. содержание (обязательной программы) упражнений, а также правила соревнований и дополнительные указания главного судьи.
Правила требуют, чтобы выполняемые участниками упражнения соответствовали описанию (записи), выполнялись безукоризненно, без нарушения структуры элементов, с хорошей осанкой, с большой амплитудой движений, четко, уверенно, красиво и выразительно. За мелкую ошибку, т. е. несущественное отклонение от безукоризненного выполнения, можно сбавить 0,1 балла; за среднюю (значительное отклонение) — 0,2—0,3 балла, а за грубую (большое искажение) — 0,4—0,5 балла.
Судья обязан замечать все допускаемые гимнастами ошибки. Рекомендуется (особенно в начале судейской деятельности) пользоваться условными обозначениями, соответствующими мелкой, средней и грубой ошибкам, а также отмечать пропуск или искажение элемента, соединения и др. В процессе соревнований педагог, отвечавший за проведение и организацию соревнований - главный судья следит, чтобы вовремя судейства не допускались ошибки. Главный судья может помочь начинающим судьям, если что-то не получается.
Судья должен хорошо знать технику гимнастических упражнений, разбираться во всех тонкостях правил соревнований, быть достаточно организованным, собранным, внимательным и обладать хорошей зрительной памятью.
Основы судейства должен знать не только педагог, но и каждый гимнаст, так как эти знания способствуют повышению его спортивного мастерства и помогают успешнее выступать на соревнованиях.
После каждого проведенного соревнования главный судья проводит анализ проведенного мероприятия и озвучивает негативные и позитивные моменты.
Попробовав себя в роли судьи соревнований, девочки отмечают, что это достаточно сложно и требует большого внимания и сосредоточенности. На первой судейской практике многие переживают, но с опытом ведут себя более уверенно, начинают подбадривать участниц соревнований, если что-то не получается. Многие отмечают, что достаточно сложно судить соревнования не предвзято, так как они занимаются в одном коллективе. Многие выпускники ансамбля предлагают свою помощь в судействе соревнований и отмечают, что полученные навыки судейства им пригодились, так как они решили связать свою жизнь с обучением детей.
Профессиональная проба не только влияет на выбор профессии, но и на становление личности подростка. Попробовав себя в реальном деле, он чувствует себя более взрослым и самостоятельным. Что может быть важнее и лучше для выбора бедующей профессии, чем попробовать ее на практике? Без трудового опыта почти невозможно осознанно выбрать профессию и быть уверенным в правильности решения.
|