Брохина Галина Анатольевна,
педагог дополнительного образования объединения "Детская филармония"
Грани педагогического мастерства
«Учитель учится всю жизнь, как только он
перестаёт учиться, в нём умирает учитель».
К.Д.Ушинский
Современный мир информативен и технологичен. В сфере образования происходят масштабные изменения, которые требуют включения образовательных учреждений в эти процессы. Поэтому формирование готовности педагогов к освоению новых технологий, методик, к развитию профессиональной компетентности является важнейшей задачей педагогического коллектива.
Дворец детского (юношеского) творчества г.Перми на протяжении последних лет активно работает над созданием необходимых условий для формирования и развития у педагогов потребности в профессиональном самосовершенствовании.
«Грани мастерства. Перезагрузка» - новый образовательный проект, разработанный методистами Дворца с целью создания модели, объединяющей в единую систему обучение педагогов и конкурсное движение. Проект - это восемь образовательных линий, четыре из которых завершаются конкурсным испытанием профессионального мастерства. Это прекрасная возможность для раскрытия творческого потенциала педагогов, расширения профессионального общения и сотрудничества, открытая площадка для предъявления инновационных образовательных практик и профессиональных проб.
Для меня участие в этом конкурсе тоже стало своеобразным профессиональным испытанием, поскольку я работала в составе жюри номинации «Учебное занятие», а значит, была экспертом профессиональной деятельности своих коллег.
Посетив семь конкурсных учебных занятий, прежде всего я увидела семь ярких педагогов, творчески увлечённых и преданных своей профессии. Каждое занятие – это педагогические находки, интересные приёмы, оригинальные формы подачи материала. Поняла, что посещать учебные занятия по направлениям, не связанным с моей музыкальной деятельностью, очень познавательно и полезно, начинаешь оценивать происходящее как практик, методист, эксперт.
Особые профессиональные грани мастерства я открыла для себя у коллег, занимающихся с детьми-инвалидами. Замечательно, что у нас во Дворце существует такая комплексно-целевая программа, которая позволяет этим особенным детям общаться, учиться, расширять круг общения, всё время делать маленький, но шаг вперёд! Увидела, какими особенными качествами должны обладать педагоги, работающие с детьми-инвалидами: огромное терпение, эмоциональная устойчивость, умение ясно и доступно объяснить, убедиться, что ребенок понял, найти с ним общий язык и не вызвать у него отрицательных эмоций, дать такое задание, чтобы все сумели справиться. На открытых занятиях педагоги этого направления использовали обширный спектр дидактических материалов, наглядных пособий, видео и аудио сопровождение, которые были грамотно и уместно применены. Всё это в целом позволило детям погрузиться в тему занятия так, что были задействованы все органы чувств (каналы восприятия). Я увидела настоящие искренние эмоции детей, радость от сделанной ими работы.
Совсем другим по содержанию, отработке умений и навыков было учебное занятие в клубе юных собаководов. Юные спортсмены готовились к серьезным соревнованиям, отрабатывая упражнения, изучая спортивную тактику. Педагогом была использована сюжетно-ролевая игра, где учащиеся смогли попробовать себя в качестве судьи, секретаря, хронометриста, участника соревнований. Занятие проходило на уличной спортивной площадке, с заданной трассой для прохождения препятствий. Содержание работы учащихся было динамичным, насыщенным, интересным. Дети демонстрировали аналитические способности, самостоятельность в принятии решений, творческий потенциал в прохождении трассы. Особое внимание и позитивные эмоции вызывали очаровательные четвероногие питомцы разных пород и размеров. Считаю, что конкурсные занятия должны быть именно такими – яркими, содержательно наполненными, оригинальными, превращаться в настоящее событие!
Всегда зрительно выделяется занятие, на котором создается творческая атмосфера, где педагог мастерски владеет приемами развития творческих способностей детей, интерактивными методами обучения, заботится об активности и включённости детей на каждом этапе занятия. Придумывать, пробовать, фантазировать, удивлять, играть – это и есть мастерство! Мы, педагоги, не ограничены стандартами, а значит, свободны в своем педагогическом творчестве.
Основа любого занятия – это правильное целеполагание! А если учесть, что цель – это перевернутый результат, то вот вам секрет успеха! Но, к сожалению, не всегда поставленная цель приводит к ожидаемому результату, а значит, есть над чем порассуждать и поразмышлять.
На занятии важно все! Эмоциональность и увлеченность педагога, оригинальность содержания, понимание сути современных активных методов обучения, устойчивая мотивация учащихся к деятельности.
Одним из важных элементов педагогического мастерства, признаком общей культуры является речь. Правильность речи, точность языка, чёткость формулировок, умелое использование терминов, удачное применение выразительных речевых средств помогают эффективно решать педагогические задачи, вызывать устойчивый интерес к изучаемому материалу, настраивать на позитивные эмоции, создавать условия для развития у детей образного восприятия информации. Конкурс показал, что педагогам необходимо изучать основы деловой риторики, важно анализировать собственные риторические способности и развивать их.
Считаю, что работа экспертом - это мощный ресурс повышения профессиональной компетентности. В ходе конкурса я получила ценный практический опыт, повысила своё методическое мастерство в проведении анализа учебного занятия, открыла для себя новые профессиональные грани своих коллег, расширила границы педагогического общения.
У меня появился исследовательский интерес – как определить оптимальность использованных педагогом методов обучения? Отметила для себя, насколько отличается эмоциональное впечатление от занятия от его методического разбора. Особое удовольствие получила от возможности обсуждать с членами жюри увиденное и услышанное, оценивать.
Современный педагог, заряженной живой энергией, обладающий разными гранями профессионального мастерства, притягивает к себе детей и родителей, создавая вокруг яркий фейерверк событий.
Поэтому создание условий для развития профессиональной компетентности педагогов – одна из важнейших задач, успешно решаемая педагогическим коллективом Дворца.
|