Статья Скрыльниковой О.А., педагога дополнительного образования
«Проблемы в обучении детей с искаженным представлением о пропорциях человека в художественной школе»
Современная система дополнительного образования предлагает школьникам различные виды деятельности и большое разнообразие образовательных программ, которые предполагают разные сроки их освоения. В процессе обучения формируется и устойчивый интерес к выбранному предмету. Так, из изостудии юный художник может перейти в художественную школу, где особое внимание уделяется изучению специальным предметам. Для художественной школы этими предметами, безусловно, является -«живопись», «рисунок», «композиция».
За время обучения ребята не только приобретают практические навыки работы с карандашом, гуашью, акварелью, но и познают законы гармонии и красоты, постигают богатство форм и красок окружающего мира, обретают способность видеть необыкновенное в обыденном. Настоящий художник – это изначально нестандартное явление. Поэтому для каждого воспитанника важно определить его траекторию художественного развития. Одарённые дети – особые дети, они способны воспринимать происходящее иначе, нежели его понимают другие. Поэтому в Школе в каждом ребёнке видят художника, уважают его личность, побуждают к творчеству.
Работая в художественной школе на протяжении восьми лет, я часто сталкиваюсь с проблемой обучения детей с искаженным представлением о пропорциях человека.
Сегодня в потоке визуальной информации, дети, выросшие на европейских мультфильмах Диснея и на восточных мультфильмах в жанре Аниме, из огромного количества интересных тем и изображений интуитивно «выхватывают» знакомые с детства образы мультяшных героев. Желание запечатлеть фантазию «по мотивам», придумать свой образ, побуждает к их изобразительной деятельности. Появляются первые элементы, рисунки сначала маленькие, затем они разрастаются в масштабах и объемах, превращаются в целые серии и альбомы.
Творчество, несомненно, оказывает позитивное влияние на развитие личности в целом: ребенок занят, занят не компьютером, в процессе рисования развивает моторику, воображение, образное мышление. Как следствие - возрастает самооценка и заслуженное одобрение ровесников и родителей. Семья считает, что рисует ребенок хорошо, рисовать умеет. «Посмотрите, как красиво!» - говорят мама или папа. И с этим фактом не поспоришь, да и не нужно, пусть начинающий художник реализует свою потребность в рисовании маленьких монстров, фей, миленьких зверушек, если только эта потребность не перерастет, потом в необходимость не только думать, общаться, но и жить в придуманном мире героев мультипликации.
Проблемы в обучении рисовать возникают тогда, когда ученик сталкивается с необходимостью изображения реалистичной фигуры человека. Ребенок не умеет «видеть» и как следствие, не может изобразить окружающий мир в соответствии с законами изобразительного искусства. Уходя в своем творчестве в мир «аниме»(рис.1), он не способен изобразить объекты окружающей среды в правильных пропорциях (рис.2),ему сложно создать изображения в жанре портрета (рис.3), передать перспективу, основываться при работе над жанровой сценой на оптический масштаб.
Таким образом,и возникает проблема переучивания, переосмысления, наступает конфликт принципов академического рисунка и детского понимания - как должен выглядеть объект изображения. В любых композициях, набросках, зарисовках читается элемент, пропорции, образ «мультяшного героя» с большими глазами.
Для зрителя и самого исполнителя рисунка искажение пропорций (увеличение пропорций головы, глаз, уменьшение размера стопы, носа, губ)изначально является эталоном, образцом красоты. Это и становится проблемой уже на первых порах обучения в художественной школе. Как же её правильно решить?
Исходя из собственного опыта и на основании современных исследований в области физиологии, психологии и педагогики,в программе академического рисунка я большое внимание уделяю рисованию с натуры, в частности, рисованию фигуры человека. Внимательное наблюдение за натурой, наброски, зарисовки человека позволяют привлечь внимание к реальным размерам и их верному соотношению, позволяют сформировать в сознании ученика знание законов изобразительного искусства, алгоритма построения, а также своевременно освоить методы изучения натуры и способы ее изображения.
Моей задачей как педагога является стимулирование обучающихся к самоконтролю, акцентуация важности самостоятельной работы в процессе построения пропорцийи осознание законов в изобразительной деятельности, мой педагогический контроль. Всё это в совокупности и позволяет достичь устойчивогорезультата, позволяет сформировать и закрепить навык рисования реалистичного изображения модели.
Этап за этапом, рисунок за рисунком, последовательное усложнение смысловой нагрузки над образом, пропорциональная проработка и уточнение деталей, позволяют постепенно ребенку осознанно отойти от образа «аниме» и решать свои композиции на основе классического рисования с натуры.
Таким образом, формирование правильного представления пропорций, обучение навыку реалистичного изображения позволяют мне, как педагогу содействовать воспитанию гармонично развитой творческой личности ребенка, решить проблему обучения детей с искаженным представлением о пропорциях человека уже на раннем этапе его работы в художественной школе.
Ребенок, приходя в художественную школу, где всядеятельность связана с реалистичным, классическим изображением, благодаря профессионализму педагога, видит и понимает разницу выдуманного мира и реальности, осознает границу вымысла. Мультфильм, вымысел - явление само по себе хорошее, но оно не должно быть для ребенка единственным или доминирующим методом изображения реальности, особенно для детей, обучающихся в художественной школе и планирующих в дальнейшем поступление в учебные заведения художественно-изобразительного профиля.
|